• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАК ПРИХОДЯТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ

КАК ПРИХОДЯТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ
Игорь ТИТЕНОК
КАК ПРИХОДЯТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВО том, как возвращается в строй действующих рудник Шалкия, какие планы у АО «ШалкияЦинк ЛТД», что здесь уже сделано, наша газета в этом году писала не раз. Всегда в этих публикациях фигурировала (и еще не раз будет) цифра 350 миллионов долларов. Это размер кредита, который привлекается для строительства  обогатительного производства и других объектов на месторождении Шалкия. По нынешнему курсу это более 120 миллиардов тенге. Сумма впечатляющая. Сегодня наш разговор с тем, кто непосредственно занимается этим привлечением – управляющим директором по инвестициям АО «Тау-Кен Самрук» Алибеком АРШАБЕКОВЫМ.
Для начала несколько слово о молодом человеке, (ему нет и тридцати), который «рулит» сотнями миллионов долларов.  Он из тех, кто по президентской программе «Болашак» учился в Европе. Закончил бизнес -
школу при университете Warwick в Великобритании.  Магистр финансов и экономики. До этого успел закончить экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. С 2010 года его работа, так или иначе связана с АО «ФНБ Самрук-Казына». Последние три года управляющий директор АО «Тау-Кен Самрук». С июня этого года член правления компании.
- Вы работаете с Европейским Банком Реконструкции и Развития. Как известно, этот банк очень строго подходит к выбору своих партнеров, предъявляет к ним серьезные требования вне коммерческого поля. Это делает работу с ЕБРР трудной и сложной?
- Да, нелегкой, но полезной, интересной, продвигающей партнера на более высокий уровень. ЕБРР со дня своего основания в свои ценности записал поддержку реформ, способствующих укреплению демократии, поощрение  экологически здорового и устойчивого развития, надлежащей практики закупочной деятельности. Набор стандартов, которым руководствуется этот банк во многом отличается (в лучшую сторону) от того, к чему мы привыкли.
- Можно это проиллюстрировать каким-то конкретным примером.
- Сейчас, когда мы с вами беседуем, эксперты-экологи, нанятые ЕБРР, рассматривают отчет оценки экологического и социального воздействия по нашему проекту, разработанному ранее совместно нашими экологами и Центром по экологической оценке «Эколайн» (Москва). К отчету также был разработан «План экологического и социального менеджмента» в рамках проекта расширения рудника Шалкия, который включает раздел «План сохранения культурного наследия». По рекомендации консультантов-экологов в ноябре 2015 г. – июне 2016 г. была проведена историко-культурная экспертиза участков, на которых планируется строительство промышленных объектов «Шалкия
Цинк».
КАК ПРИХОДЯТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВИсполнитель археолого-изыскательных работ ТОО «Archeo-service» обследовал площади будущих участков застроек, и в ранее планируемой буферной зоне проектируемого комплекса ствола «Южный» обнаружил могильник из двух курганов. Теперь эти курганы необходимо огородить и установить охранные знаки. Кроме того, мы были вынуждены скорректировать проект так, чтобы вывести площадку намеченного строительства ствола из буферной зоны теперь уже не ствола, а могильника.
Когда строился рудник, и когда он повторно запускался, об историко-культурном воздействии проекта никто возможно даже и не задумывался, а по стандартам ЕБРР без этого никак нельзя. Вот мы сегодня и делаем то, что надо было сделать еще сорок лет назад.
Некоторые требования, которые содержатся в «Плане экологического и социального менеджмента», - просты и понятны, но их исполнение требует от нас коренного изменения подходов, организации труда, производства, контроля.
- В мае на руднике Шалкия работала команда экологов, нанятых банком. Вы были с ней в постоянном контакте. Много замечаний получили? Предстоит большая работа над
ошибками?
- Работать есть над чем, но ничего критичного. Я уже говорил, что требования ЕБРР очень жесткие и выходят за рамки технических, технологических, инженерных и коммерческих характеристик проектов, но мы это знали заранее, к этому готовились. У казахстанской стороны на этих переговорах есть специалисты международного уровня, а если чего не хватает – заимствуем международный опыт, приглашаем независимых консультантов. Вы наверное в курсе, что прежде чем взяться за этот проект, мы своими глазами посмотрели современные производства такого рода по всему миру. Выбирали лучшее. Таким образом, у нас есть четкое понимание того, чего мы хотим. У нас есть совместно разработанная дорожная карта и по ней  мы планомерно двигаемся. В конце года, думаю, будет дан старт  строительству.          
До этого у нас будет серьезно прорабатываться техническая состоятельность проекта, затем финансовая, а потом коммерческая. И на всех этапах нам предстоит обсудить, согласовать многие детали.
– На каком этапе сейчас находится проект?
– Мы в активной фазе. Еще 3 марта на сайте ЕБРР в разделе «Закупки» размещены общие объявления по данному проекту. На сайте АО «ШалкияЦинк» можно ознакомиться с Приглашением к участию в предварительном квалификационном отборе участников торгов. Этот отбор будет проходить по договору закупок работ по проектированию, поставкам оборудования и строительству «под ключ» обогатительной фабрики на свинцово-цинковом месторождении Шалкия. Объем работ по этому договору просто колоссальный. Он включает
в себя разработку полного пакета ПСД (базовый инжиниринг, проект, рабочая документация) получения положительного заключения госэкспертизы по обогатительной  фабрике, хвостохранилищу, внутриплощадочным инженерным сетям. Плюс к этому поставка оборудования в том числе и на подземный рудник-рудовыдочный комплекс, строительно-монтажные работы, проведение испытаний, пусконаладка, ввод в эксплуатацию, обучение персонала заказчика и многое другое. Срок выполнения всех работ – 1560 дней со дня заключения договора.
– Это значит нам придется подождать четыре года?
– До завершения всех работ. Рудовыдочный комплекс  производительностью 4 миллиона тонн должен быть закончен за 400 дней. По обогатительной фабрике и хвостохранилищу первая очередь производительностью 2 миллиона тонн руды должна быть построена за 750 дней. Так что проект может дать отдачу через два года со дня подписания договора.
– В предварительном отборе будут участвовать компании из многих стран мира. Есть ли на ваш взгляд шансы у казахстанских компаний пройти предварительный отбор и может даже победить на торгах?
– Если вы обратили внимание, то мы приглашаем участвовать в отборе не только компании, но и консорциумы, то есть объединения компаний, созданные под конкретный проект. В большом объеме работ, которые предстоят выполнить по этому проекту, есть многое, что в рамках консорциума выгоднее возложить на казахстанского подрядчика. Это очевидно. Например, общестроительные работы обойдутся  дешевле, если их будет выполнять местная фирма, а не приехавшая за тысячи километров. В любом случае, думаю, казахстанские компании поборются за место в этом проекте.
– Спасибо за беседу. Заинтересованно желаем вам успехов в этом проекте.

30-07-16 29 июль 2016 г. 0 0