Следующую пятилетку, которая начнется с первого января 2010 года, Президент страны назвал форсированной.
Каждому понятно, что за этим названием – ускоренное создание различных производств и модернизация действующих. Проще говоря – надо строить заводы и фабрики. С этим никто не спорит, более того и власть, и бизнес категорически приветствуют такую программу. Однако на деле новые производства в нашем регионе появляются нечасто. Почему так происходит? На этот вопрос найти ответ попросил Сабыра Сейтханова. Он учредитель нескольких предприятий, не по книжкам знает, что такое малый, средний и крупный бизнес в наших условиях. С другой стороны, Сабыр Сейтханов – депутат областного маслихата, а значит, в курсе тех мер, что принимает власть для поощрения бизнеса к форсированному росту.
-Рецепт создания условий для привлечения инвестиций, известен давно. Обладатель капиталов и технологий будет строить завод там, где от него потребуются наименьшие инфраструктурные затраты. Почему же в наших условиях этот рецепт не дает желаемого результата?
-Сам по себе рецепт не может дать результата. Нужно исполнение рецепта, а у нас пока на региональном уровне лишь говорится о необходимости создания инфраструктурных ловушек для инвестиций, а самих их нет. Сколько бы мы ни повторяли о инвестиционной привлекательности региона, это останется лишь словами, пока сами инвесторы не подтвердят наше самомнение теньгой, долларом, рублем, юанем. Они это сделают только в одном случае – когда увидят реальные дела. Например, промышленную площадку с электроподстанцией, газовым распределительным пунктом, канализационно-насосной станцией, водозаборной скважиной, подъездными железнодорожными и автомобильными путями. У нас это все вроде бы есть, но как бы вразброс – там площадка, а газовая магистраль чуть дальше, тут подъездные пути, газ и электроподстанция, но земля в частной собственности.
Сегодня мы не можем сказать потенциальным инвесторам: приходите и постройте здесь завод, потому что это будет полуправдой. Мы приглашаем инвестора для решения наших проблем. А такое предложение у капитала не вызывает интереса, а где-то даже наоборот.
-А как же социальная ответственность бизнеса, о которой иВы не раз говорили?
-Не надо арбу ставить впереди верблюда. Пока нет бизнеса – действующего производства, о какой социальной ответственности может быть речь? И потом не будем смешивать благотворительность с социальной ответственностью. Последнее, смею вас уверить, выгодно бизнесу. Достойный социальный пакет для наемных работников, их семей – это, наверное, главный показатель успешности бизнеса. Создание рабочих мест, достойная зарплата, соцпакет и налоги в местный бюджет – это и есть социальная ответственность бизнеса. И не надо под этой маркой на предпринимателей навешивать дополнительные обязательства. Кстати, и в нашем интервью давайте искать ответ на главный вопрос – как привлечь инвестиции и развивать производства, а социальная ответственность сама придет. Кстати, придет она в голову бизнесмена тем быстрее, чем больше поддержки от власти он получит в период становления производства.
-Сабыр Таукелович, тогда скажите,конкретно что надо сделать, чтобысоздать очередь из желающих открыть производство в нашем регионе?
-Надо начинать с выделения земли под промышленную зону. Может быть, ее и не надо выделять, в смысле оформлять в собственность того или иного юридического лица. Это уже надо будет делить под конкретное производство. А сейчас на первом этапе какую-то территорию на окраине города документально (может быть решением маслихата) зарезервировать под развитие определенного перечня производств. При территориальном определении площади для промзоны должно быть предусмотрено развитие и на перспективу. Например, первый этап – на форсированную пятилетку 2010 – 2015 годы, второй этап – 2015 – 2020 годы и так до 2030 года. То есть, до даты, на которую у страны есть разработанная программа действий. В любом случае, развивая свой регион, мы должны своидействия соотносить с общегосударственными программами. В том числе и для того, чтобы можно было претендовать на финансы и другие ресурсы, закладываемые под эти программы.
-В городе уже существуют две промзоны с подъезднымижелезно-и асфальтированными путями, электроподстанциями, водоснабжением, и даже газ Акшабулака кое-где рядом. Зачем нам еще одна площадка? Может, существующие возможно сделать инвестиционно привлекательными?
-Тут не надо спорить. Действующие промзоны надо развивать, но здесь практически нетсвободных земель. Поэтому завлекать сюда инвестиции, технологии – это задача собственников этих площадок. Им областная и городская власть может помочь многим, но только не вложением средств в развитие инфраструктуры на территории, находящейся в частной собственности. Это противозаконно. В то же время вложить государственные деньги в инфраструктурное развитие земель госфонда можно. Более того, это выгодно. Ведь никто не говорит, что площадки в пока гипотической промзоне будут раздаваться бесплатно. Они будут продаваться, сдаваться в аренду с правом дальнейшего выкупа или на иных основаниях, позволяющих местному бюджету вернуть деньги, вложенные в развитиеинфраструктуры. Более того, распределение площадей в промзоне, обеспеченной коммуникациями, должно иметь, причем обязательно, механизм возврата земли в госсобственность. Земля выделяется под конкретное производство, при этом оговариваются сроки и график ввода в эксплуатацию этого предприятия. Если твой проект не пошел по каким-либо причинам, то уступи место более предприимчивому коллеге. Должны быть и санкции за то, что земля, обеспеченная инфраструктурно, простояла без дела.
Если проект заработал, или, предположим, инвестор уже вложился в него на две трети, то ему предоставляется право оформить участок в собственность. При другом подходе мы обязательно получим спекуляцию землей в этой промзоне. Это не прогноз скептика, это вывод реалиста из того, что у нас есть. Площадки под различные проекты в Кызылорде выделялись (продавались по весьма приемлемым ценам) не раз, и не раз проекты оставались на бумаге, а земельный участок приносил выгоду его владельцу. Не призываю ворошить прошлое, тем более у кого-то что-то отнимать и перераспределять, но выводы сделать надо. В нашем случае это предусмотреть механизм изъятия земли, в случае, если проект производства не реализуется.
-В каком районе городской территории, на Ваш взгляд, приемлемо создание промзоны для инвестиций?
-Выбор,собственно говоря, уже сделан. Южнее станции Белкуль уже построены предприятие «Арал Газ» и по выпуску дорожного битума ТОО «УАД». В инфраструктуру им пришлось вкладываться самостоятельно. Каждый провел на свою площадку железнодорожную ветку, автодорогу, создал автономную систему водоснабжения, и наверняка за их же счет было развитие электрических сетей. Если все останется так же, то в следующие пять лет мы увидим здесь еще парочку предприятий малого, в лучшем случае, среднего бизнеса, а надо для форсированной пятилетки – десять-пятнадцать и крупно-среднего формата. Чтобы добиться этого результата, надо уже сейчас заняться созданием здесь инвестиционной ловушки. Для этого надо срочно профинансировать создание технико-экономического обоснования инвестиционной промзоны, область и город должны определиться, какие производства желательно здесь создавать. Нужен проект договора, который, с одной стороны, будет привлекателен для инвесторов, а с другой — выгоден для города. Все документы по этому проекту, если, конечно, мы за него возьмемся, должны быть доступны для предпринимателей нашей страны и зарубежья. Для этого надо использовать Интернет и СМИ.
И еще, что очень важно, надо отработать формулу документооборота для бизнесменов, входящих в эту промзону. Она быть должна простой, понятной и короткой по времени.
-Когда Вы говорите о привлечении инвестиций, то подразумеваете, что инвестор придет издалека?
-Совсем не обязательно. Если будут созданы условия, о которых говорил выше, то вполне может сложиться ситуация, как в том мультике – «Такая корова нужна самому». В Кызылорде есть серьезные бизнесмены,которым вполне под силу привлечь инвестиции и реализовать проекты на многие миллиарды тенге. И если они это не делают, то значит, условия для этого еще не вызрели. Привлечение инвестиций – процесс непростой, но вполне реальный. В этом плане перед нами большие перспективы открывает Китай, с его поистине неисчерпаемыми возможностями. Сейчас складывается уникальная ситуация. Китай, наверное, единственная из значимых стран, где нет рецессии, здесь растет ВВП, только темпы стали чуть ниже. В этих условиях китайский бизнес с удвоенной энергией ищет партнеров, которым можно продать свою продукцию. И речь не только о ширпотребе. Любой завод, фабрику, установку, комплекс заводов можно приобрести в этой стране (На выставке в Ханчжоу в этом году различное оборудование было представлено на площади, в разы превышающей размеры Кызылорды).
Если сделка вытянетна многомиллионый (в долларах) контракт, то в Китае можно рассчитывать на содействие местных банков. У нашего соседа не только избыток товаров, но и долларов. Китайские банки, дабы поддержать своего производителя, кредитуют его клиентов под ставки вознаграждения, которые нам не снились, – пять-два, а в некоторых случаях ноль процентов годовых.
-Почему же мы не используем столь фантастические возможности?
-У наснет настоящих специалистов китайского рынка, профессиональных лоцманов для наших бизнесменов. Сегодня в Кызылорде практически нет бизнесмена (начиная с годового оборота в несколько миллионов тенге), который хотя бы раз непобывал в Китае, а многие, например, руководители строительных фирм, ездят туда по нескольку раз в год. Некоторых своих коллег встречаю в Китае чаще, чем в Кызылорде. Мы открываем эту страну для себя, но каждый индивидуально. При этом тратим массу времени, да и денег тоже, только на то, чтобы научиться ориентироваться на этом крупнейшем в мире рынке.
На мой взгляд, и бизнесменам, и местной власти пора в какой-то форме скоординироватьнаш поход за китайскими оборудованием, технологиями, чтобы вывозить из этой страны самое-самое и по ценам самым-самым.
В Китае есть все. В том числе и морально устаревшее. Надо создать информационный барьер для наших бизнесменов на ввоз такого оборудования. Пора научиться понимать, что новая технология – эта не та, что тыувидел впервые, а та, что появилась в мире буквально вчера. В Китае она имеет господдержку. Считаю, и наши бизнесмены, решившиеся выйти на самый край технического прогресса, должны иметь такую поддержку.
-Вернемся из Поднебесной на станцию Белкуль, за которой Вы предлагаете создать промзону-ловушку инвестиций. Каковы, на ваш взгляд, шансы, что этот проект будет реализован в ближайшее время?
-Преждечем высказывать публично это предложение, попытался найти серьезные контрдоводы. Их нет. А вот дополнительные «за» появились. В этом районе пройдет автодорога Западный Китай – Западная Европа. Это безусловный фактор активизации производственного бизнеса. Сегодня уже идут тендеры по четырнадцати лотамна дорожные подряды этого проекта. В нем участвуют фирмы из Италии, Турции, Китая. Судя по всему, генподряда местным соискателям не получить. Однако будет масса субподрядов, которые мы не должны упустить. Фортуна еще раз дает нам шанс поднять местный бизнес на более высокийуровень.
-Ваше мнение по многим вопросам очень интересно, и, зная Вас, его можно назвать продуктивным. Спасибо за беседу.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |