Так назывались общественные слушания, которые прошли на днях в конференц-зале областного филиала НДП «Нур Отан» с участием депутатов областного и городского маслихатов, руководителей НПО и образовательных учреждений. Цель слушаний, - по словам исполнительного директора ОФ «Дети Чернобыля и Арала» Куралай Исаевой, - продвижение инклюзивного (включенного) образования в нашей области. А для этого сделано немало. В частности, недавно стартовал пилотный проект по инклюзивному образованию в средней школе № 233. А если быть точнее, то в мини-центре при школе обучаются два мальчика с ограниченными возможностями. В планах фонда — включить в общеобразовательный процесс всех детей с ограниченными возможностями, желающих обучаться в обычной школе. Правда, для этого требуется солидное финансирование, ведь обучение таких детей подразумевает не только педагогическое, но и индивидуальное медико-социальное сопровождение каждого ученика. Секретарь областного маслихата, председатель областного филиала НДП «Нур Отан» Нурлан Кудайбергенов подчеркнул важность включения детей с ограниченными возможностями в общий процесс обучения. При этом он отметил, что продвигать идею необходимо не только при помощи общественных организаций. В этот процесс должны включаться и государственные структуры, и местные органы самоуправления. Не случайно в Главном Законе страны черным по белому прописано, что все люди имеют равные права на получение образования. Правда, не у всех есть такая возможность, и, в первую очередь, это касается людей с ограниченными возможностями. Начиная с 2006 года начался второй этап реализации государственной программы по внедрению инклюзивного образования. В документе предусмотрена усиленная поддержка детей-инвалидов в области получения образования, начиная с дошкольного. Сегодня в Казахстане 47 тысяч ребят, имеющих различные группы инвалидности. Третья часть из них осваивает школьную программу в интернатах, столько же на дому, а еще треть не учится нигде. Между тем, инклюзивное образование — это способ обучения, при котором дети, имеющие инвалидность, будут заниматься вместе со своими сверстниками. Надо сказать, что по госпрограмме будет пересмотрено понятие «обучаемые» и «не обучаемые». То есть детям, которые не могут усвоить школьные премудрости, будут прививаться навыки социального поведения, общения и самообслуживания. Согласно мировым стандартам, под образованием подразумевается не только усвоение информации, но и вхождение в социум, социальная адаптация и интеграция. На пути внедрения инклюзивного образования все еще много преград. В первую очередь, к включенному образованию не готовы педагоги и родители. У последних есть опасения, что здоровые дети могут обижать своих более беззащитных сверстников. В то же время родителям обычных ребят, по мнению специалистов, необходимо преодолевать стереотипы по отношению к детям-инвалидам. О том, что такая проблема существует, говорят итоги социологического опроса, проведенного среди руководителей школ ОФ «Дети Чернобыля и Арала». Из 50 директоров школ 40 не имеют никакого представления об инклюзивном образовании. О неготовности общества принять в свою среду людей с ограниченными возможностями говорят и архитектурные неудобства зданий в плане отсутствия пандусов. Более того, в области все еще не хватает узких специалистов: сурдологов, психологов, тифлопедагогов. Между тем, по данным департамента по защите прав детей, количество таких детей растет с каждым годом. Министерство науки и образования РК планирует в будущем открыть 40 медицинско-педагогических центров, где будут работать с такими учениками. Большинство педагогов, собравшихся на слушаниях, считают, что детей-инвалидов нужно обучать в общеобразовательных школах, чтобы они не чувствовали себя ущемленными. Но сейчас у нас мало специальных классов для таких ребят. К тому же не хватает и учебников. В общем, проблем с включением детей с ограниченными возможностями в области много, но они постепенно решаются. О том, что власти небезразличны проблемы детей-инвалидов, говорит то, что аким области Болатбек Куандыков оказывает всестороннюю поддержку идеи по внедрению в регионе инклюзивного образования. Недавно было принято решение помочь детям, обучающимся на дому, с приобретением компьютеров для интеграции их в общеобразовательный процесс. Координаторы программы по инклюзивному образованию разработали свои рекомендации для местных органов самоуправления, управлений образования и здравоохранения, где прописаны необходимые условия для адаптации детей с ограниченными возможностями. Самое главное, чтобы дети с ограниченными возможностями могли в обществе со здоровыми детьми получить образование и войти в самостоятельную жизнь.
София АЛДАМЖАРОВА