Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, где в качестве рыночных механизмов повышения конкурентоспособности экономики определены такие пункты, как создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования. Первым шагом на пути реализации этой стратегии было принятие программы по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. О целях программы корреспонденту «КВ» рассказывает заместитель директора Межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям Еркасым Сулейменов. -Каковы основные цели данного документа? - В своем Послании народу Казахстана Президент страны сказал: «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже». И это так. Развитие конкуренции - это важнейший фактор развития экономики. И программа по развитию конкуренции была принята для конкретных действий. Ее главной задачей можно назвать обеспечение дальнейшего развития свободной конкуренции путем создания благоприятных административных, законодательных условий. И данный документ определяет приоритеты и основные направления работы нашей страны до 2014 года. В целом это пример совместных и скоординированных действий центральных и местных исполнительных органов в решении вопросов дальнейшего экономическо-го развития с учетом региональных особенностей. Разработанная программа должна стать результативной. Подчеркну - восстановление и дальнейшее устойчивое развитие экономики мы напрямую связываем с ростом деловой активности. С тем, чтобы рынок развивался, чтобы на него выходили новые компании. И здесь одинаково важна и политика государства, и позиция крупного, устоявшегося бизнеса. Конечно, было бы наивно призывать «плодить» себе конкурентов. Но в то же время казахстанский бизнес может многое сделать для формирования вокруг своих компаний сети независимых поставщиков товаров и услуг. За счёт эффективного размещения заказов снижать собственные издержки. Эта практика известная - она применяется во всем мире. В целом, становление полноценного внутреннего рынка, распространение современных технологий и корпоративной культуры выгодны всем. И здесь крупный бизнес должен послужить своего рода «локомотивом». - Что необходимо для выполнения этой программы? - Особое внимание в программе уделено мерам конкурентной политики, призванной стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня это и важнейшая экономическая, и социальная задача, учитывая роль этого сектора экономики в создании новых рабочих мест. И здесь нужна эффективная ее пропаганда. Мы предлагаем здесь системный план действий, в том числе и гармонизировать отдельные положения Закона о конкуренции с законодательством стран - участниц Таможенного союза. Чтобы программа работала, надо продолжать системную работу по анализу, устранению и снижению административных барьеров для бизнеса. А для этого надо изменить контроль за экономической концентрацией, увеличив пороговые значения стоимости активов для согласования сделок, что позволит сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, которые не влияют на состояние конкурентной среды. Также надо повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения и усиления доминирующего положения.
Наталья ЧЕРНЕЙ.