Кайрат КЕТЕБАЕВ

Писать о деятельности специальных служб и уж тем более об их сотрудниках, даже бывших, у нас не принято. Но сегодня повод особенный – 70-летие Почетного сотрудника Комитета национальной безопасности полковника в отставке Нурахмета Ерали.
По заданию редакции журналисты посетили юбиляра. Он рассказал о детстве, учебе в школе и институте, о том, как стал чекистом.
Н.Ерали родился 19 марта 1947 года в городе Кунграде Каракалпакской АССР Узбекистана. Его родители не были уроженцами той местности и оказались там не по своей воле. Отец Жумахмет Ералиев — уроженец Аральского района, в конце тридцатых годов работал инспектором в райфинотделе. В 1937 году знакомый сотрудник местного НКВД намекнул ему, что ночью за ним придут, и он будет репрессирован, и предложил немедленно покинуть родные места. При этом предупредил, что по железной дороге опасно, так как его там могут сразу арестовать – нужно бежать в пески Каракумы. Будучи в безвыходной ситуации, Жумахмет на всякий случай посетил морской порт, который тогда функционировал в Аральске, и увидел там знакомого капитана парохода, который отплывал в Муйнак. Изложив капитану легенду о необходимости срочно посетить родственников в Муйнаке, попросил взять его на борт судна. Капитан согласился. Из Муйнака Жумахмет перебрался в Кунград, где затем работал на хлопковом заводе. В годы Великой Отечественной войны участвовал в сражениях под Сталинградом, на Курско-Орловской дуге, получил тяжелые ранения в боях за освобождение Украины.
Мать Ульпат Ералиева была уроженкой Каратобинского района Западно-Казахстанской области. Ее отец — уважаемый религиозный авторитет (ишан) в регионе. Боясь репрессий за религиозную деятельность, он также был вынужден с семьей бежать в Кунград. В 1957 году с наступлением хрущевской «оттепели» они возвратились на историческую Родину в Кызылординскую область, проживали в поселке Терен¬озек. Местные жители по сей день вспоминают их добрым словом как уважаемых людей. Отец — инвалид Великой Отечественной войны, мать более 40 лет работала главным бухгалтером в райбыткомбинате.
Н.Ерали до 1961 года учился в местной казахской школе имени
М.И Калинина, после — три года в Кызылординской школе-интернате имени Ю. Гагарина. С детства загорелся желанием стать дипломатом. А поводом для этого послужила прочитанная книга о жизни наркома иностранных дел РСФСР и СССР Георгия Чичерина. Кто-то из знакомых подсказал: для этого нужно в совершенстве владеть иностранным языком. Отказаться от этой мысли не помогло ни тяжелое материальное положение, ни уговоры родителей. Заняв у соседей денег на дорогу, Нурахмет поехал поступать в Алматинский институт иностранных языков со старым чемоданчиком, где был нехитрый скарб: полотенце, мыло, другие туалетные принадлежности и одна сменная рубашка.
На дворе стоял 1964-й год. Четыре года учебы в вузе пролетели незаметно. Нуреке неплохо овладел английским языком и с упоением читал в оригинале произведения Уильяма Шекспира, открыл для себя Байрона, Шелли, Шиллера, Р.Киплинга, Джека Лондона, Чарльза Диккенса, Эрнеста Хемингуэя и многих других классиков западной литературы.
На последних курсах стало понятно: органы госбезопасности проявляют к парню немалый интерес, поступило предложение остаться работать в Алматы. К тому времени у Нурахмета была семья, и перспектива скитаться по съемным квартирам парня не радовала. Поэтому он вернулся к родителям в Теренозек.
Но «длинные руки» КГБ достали его и здесь. Едва Нурахмет устроился учителем английского языка в местной школе, как снова стали поступать предложения. Парень согласился на работу в Кызылорде. 10 января 1969 года он был направлен на высшие курсы КГБ СССР в Минск.
Спустя год начался отсчет практической работы молодого сотрудника. В УКГБ по Кызылординской области он был определен в отдел контрразведки. Он принимал непосредственное участие в контрразведывательных мероприятиях по обеспечению безопасности космодрома «Байконур» и близлежащих военных объектов, в том числе комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Эта работа велась в тесном повседневном взаимодействии с органами военной контрразведки, которые функционировали на космодроме и военных объектах. При этом главной задачей являлось обеспечение режима секретности на охраняемых объектах и в их окружении, выявление разведывательных устремлений иностранных спецслужб, прежде всего США и других стран военно-политического блока НАТО. Итоги совместной контрразведывательный работы подводились ежеквартально поочередно в Кызылорде и Ленинске (как тогда назывался Байконур).
Кроме космодрома, у местной контрразведки были другие сферы деятельности. В частности, на территории области проживало немалое количество представителей немецкой и греческой диаспор, выходцев из Китая. Несмотря на то, что область была закрыта для посещения иностранцев, существовал частный канал выезда-въезда за границу и из заграницы, который активно используется всеми спецслужбами противоборствующих сторон.
В период работы в УКГБ по Кызыл¬ординской области Н.Ерали неоднократно выезжал для решения контрразведывательных задач в такие страны, как Пакистан, Иран, Афганистан, Индия, Цейлон и Англия.
За успешное решение поставленных задач Н.Ерали был удостоен многих наград. Самая высокая, безусловно, медаль «За боевые заслуги». В далекие мирные семидесятые годы прошлого века такую награду давали в исключительных случаях.
С учетом положительных личностных и деловых качеств в 1979 году Н.Ерали был переведен на руководящую работу в центральный аппарат КГБ Казахской ССР. Он был ответственным за оперативное прикрытие казахстанского участка советско-китайской границы общей протяженностью 1648 километров, совместно с шестью погранотрядами Краснознаменного Восточного пограничного округа (КВПО) обеспечивал охрану государственной границы. В те времена на границе ежегодно вылавливали от 500 до 1500 нарушителей границы из Китая, осуществляли их фильтрацию, выясняли цели и мотивы бегства за границу. Большинство бежало в поисках лучшей жизни, другие – занимались контрабандой, собирали на сопредельной стороне рога маралов, лекарственные корни и травы. Задача органов без¬опасности заключалась в выявлении в этом потоке агентов китайских спецслужб. С этой задачей контрразведчики справлялись успешно.
В 1986 году Н.Ерали был переведен на вышестоящую должность в УКГБ по Западно-Казахстанской области. В каждом регионе Казахстана своя специфическая оперативная обстановка. Город Уральск отличался наличием режимных объектов по линии военно-промышленного комплекса СССР. Однако его работа в ЗКО совпала с распадом СССР и образованием на постсоветском пространстве независимых государств. В этот период особое значение имело обеспечение территориальной целостности страны. В сентябре 1991 года казачьи формирования устроили трехдневное шествие в Уральске. Им противостояли представители республиканского движения «Азат» —
несколько тысяч человек. В любую минуту противостояние могло перерасти в кровопролитие с непредсказуемыми последствиями. Чекистам УКГБ по ЗКО удалось не допустить кровопролития. Эти дни были серьезным испытанием для всех органов КГБ-КНБ РК в обеспечении территориальной целостности, в деле защиты интересов молодого независимого Казахстана.
В феврале 1995 года Н.Ерали был выдвинут на должность начальника ДКНБ по Кызылординской области, где проработал до конца 2000 года. Это было нелегкое время. Однако в этих тяжелейших условиях ДКНБ успешно справлялся с поставленными задачами, деятельность департамента всегда получала высокую оценку руководства КНБ РК. За достигнутые положительные результаты десятки сотрудников ДКНБ получили различные награды и поощрения, были выдвинуты на руководящую работу в центральный аппарат КНБ РК и другие территориальные органы по областям. Начальник ДКНБ Н.Ерали был удостоен звания Почетного сотрудника КНБ РК.
Н.Ерали после ухода на заслуженный отдых продолжал трудиться в различных сферах. В настоящее время работает советником в одной солидной компании.
Ветеран с супругой Шолпан живет в Кызылорде. Он воспитал четверых детей, у него шесть внуков. В свободное время любит похозяйничать во дворе, здесь он вырастил большой сад с редкими деревьями и кустарниками, цветами. Теперь намерен написать книгу воспоминаний, благо есть что вспомнить, о чем рассказать. И можно не сомневаться, что она найдет своих читателей.