• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЕЛИКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЕЛИКИЕ ОБЯЗАННОСТИВ девяностые годы на рубеже эпох народ Казахстана возложил на Главу государства Нурсултана Абишевича Назарбаева великую ответственность и великие обязанности. И все эти годы наш Президент несет эту историческую миссию с отцовской мудростью Елбасы и просвещенной сыновней любовью к своему народу.
Он является Лидером, идеи которого рождают надежды, укрепляют веру и мобилизуют интеллектуальную энергию и добрую волю сограждан на исторические свершения, на единство многонационального народа. Таково во все времена предназначение выдающихся и прогрессивных лидеров, имена, модели государственного устройства, политика которых входят сегодня в анналы мировой истории.
Тогда он убедил нас в том, что нет ничего невозможного для 15 млн. человек, объединенных общей исторической судьбой, в том, что путь в лучшее будущее открывают только умение жить в мире и согласии, знания, созидательный труд, здоровые амбиции и огромная вера в себя и свою страну.
Как истинный Лидер – плоть от плоти своей земли – он призвал в союзники фундаментальные ценности своего народа – миролюбие и толерантность, открытость новым знаниям и навыкам, традиционную душевную щедрость, дух свободы и солидарности.
И сегодня Казахстан – независимое, стабильное, уважаемое и открытое миру государство с большим экономическим, политическим, социальным, инновационным, интеллектуальным, духовным, пассионарным потенциалом.
История независимости Казахстана неотделима от сильного лидерства Первого Президента.
Лидерство Елбасы – это история великого успеха, источниками которого являются созидательный неустанный труд, оптимизм и стальная воля, постоянное стремление к новому, дар политического предвидения и огромное желание добра для своего многонационального единого народа. Он не делит свой народ, а рассматривает его как единое целое с общей историей, общей судьбой и общим будущим.
«Наши предки защищали и передали нам в наследство огромную территорию нынешнего Казахстана, самобытную культуру и особый дух восприятия и познания жизни. Этот дух свободолюбия и степной доблести не был растрачен на крутых переломах истории, его сумели сохранить предыдущие поколения, на долю которых выпали невиданные испытания. Каждое из них выполнило свою историческую миссию. Моему поколению история вверила судьбу страны, поставив у истоков строительства независимого Казахстана. Эта была задача огромной трудности и исторической важности, и мы ее выполнили», – сказал Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений.
Сегодня не только для 17 млн. соотечественников, но и для всего мира Нурсултан Назарбаев – главный созидатель независимого Казахстана.
Стремительный ритм современной жизни, фрагментарность и поверхностность большего объема получаемой информации, собственная «включенность» в поток сменяющих друг друга событий отнюдь не способствуют неспешному ретроспективному анализу конкретных событий новейшей истории нашей страны. Возможно, не хватает и того самого временного «расстояния», на котором лучше видится большое.
Вместе с тем уже сегодня очевидно, что есть страницы, навечно вписанные нашим Лидером в полотно Истории, есть решения-константы, по которым, уверен, будет сверять себя не одно поколение политиков и граждан Казахстана.
На них я позволю себе немного
остановиться.

МИР В КАЗАХСТАНЕ И КАЗАХСТАН В МИРЕ
«Правителю народа надлежит создать и начертать в душах частей народа органы и волевые способности, ведущие их к согласию, взаимосвязи друг с другом и взаимодействию так, чтобы народ и народы, невзирая на множество своих частей, различие их положений и действий, стали как одна вещь, совершающая одно действие и достигающая одной цели».
Аль-Фараби, «Отношение философии к религии»

История человечества – это, в основном, история завоеваний. Многие века судьбы народов определяло искусство войны. Потому история хранит имена величайших завоевателей и полководцев. Перманентная борьба государств за доминирование в экономике и расширение сферы своего влияния и своей территории, к сожалению, остается движущей силой геополитики и по сей день.
Само развитие цивилизации, на излете XXI века столкнувшись с сонмом новых угроз и рисков, обладая громадным потенциалом самоуничтожения, привело человечество к такому хрупкому взаимозависимому состоянию, что глобальная политика, как никогда ранее, требует появления ответственных прагматичных лидеров, последовательно и принципиально отстаивающих ценности мира и ненасилия, толерантности и диалога, способных цивилизованно и гармонично предотвращать и решать возникающие противоречия, одним словом, высокопрофессионально владеющих «искусством Мира» – Лидеров будущего.
Нурсултан Назарбаев является именно таким Лидером по своей природе и миропониманию, мастерски владеющим искусством миротворца.
Таким Лидером будущего, Лидером-миротворцем он показал себя во внутренней и внешней политике, вырабатывая государственную политику независимого Казахстана. Его философия, как все великое и истинное, проста: чтобы созидать, двигаться в будущее в обществе необходимо согласие. Согласие же требует равенства прав и свобод всех и каждого.
С самых первых дней независимости наш Президент не только возвел ценности мира и согласия в разряд абсолютных незыблемых основ практической внутренней и внешней политики Казахстана, но и неотступно следует им все эти годы, последовательно и лично укрепляя особую ауру единства духа и взаимопонимания казахстанцев.
И все эти годы во время тысяч встреч, поездок в регионы, телевизионных прямых эфиров, Интернет-конференций, интервью, пресс-конференций Нурсултан Назарбаев неизменно говорит о необходимости сохранения и укрепления нашего бесценного достояния – мира, согласия, единства народа.
Ассамблея народа Казахстана является ведущим проводником политики Главы государства, неустанным путником на непростой дороге строительства общегражданской идентичности, общенационального единства при сохранении культурной самобытности всех казахстанских этносов. Институционально Ассамблея народа Казахстана сегодня – это 820 этнокультурных объединений по всей стране, в деятельности которых участвуют более 3 млн. наших сограждан.
Культивируя в стране атмосферу толерантности и согласия, Елбасы создавал и создает все условия для подлинного национального возрождения, подъема духовных ценностей государствообразующего казахского народа.
Государственная программа поддержки возвращения на Родину соотечественников, в свое время из-за потери Казахстаном независимости вынужденных покинуть родную землю, Всемирные курултаи казахов, государственные программы развития языков, Национальный стратегический проект «Мәдени мұра», увековечение памяти выдающихся сынов казахского народа, стимулирование исследования национальной истории, широкая поддержка национальной культуры и искусства, гармоничная политика в духовной и религиозной сфере – это только малая часть той колоссальной заботы Нурсултана Назарбаева по восстановлению нарушенной связи времен, синтеза прошлого и будущего нации.
Полагаю, все, кому дорога подлинная история страны, с огромным воодушевлением восприняли решение Елбасы о праздновании 550-летия казахской государственности и принятое по его поручению постановление Правительства по этому вопросу.
Существует справедливая сентенция, что «внешняя политика – есть продолжение политики внутренней». Британскому премьер-министру Уильяму Гладстону принадлежит высказывание: «Главный принцип моей внешней политики – хорошее правление внутри страны». Поистине, только зрелое, свободное от всевозможных фобий, внутренне устойчивое государство способно привнести позитивную лепту в решение глобальных проблем, а не «ставить ногу на грудь» ближним и дальним партнерам.
Полагаю, что в этом контексте исторической предтечей, навсегда определившей базовые ценности Казахстана как во внутренней, так и во внешней политике, стали закрытие Семипалатинского ядерного полигона и добровольный отказ от четвертого по мощи ядерного арсенала.
Все эти годы Казахстан четко следует своим миротворческим принципам, и в мире высоко оцениваются инициативы Нурсултана Назарбаева в сфере нераспространения и сокращения ядерной угрозы и мирного урегулирования конфликтов, возникающих в последние годы.
Сегодня наша страна – уважаемое, открытое миру государство, развивающее отношения с более чем 140 странами, возглавлявшее крупнейшие международные организации – ОБСЕ, ОИС, стоявшее у истоков создания таких регио-нальных организаций, как СНГ, ШОС, успешно реализовавшее идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и проведении Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Мы осуществляем плодотворное стратегическое партнерство с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии.
Объем прямых инвестиций, привлеченных в страну за годы независимости, составил более 160 млрд. долларов. Не это ли один из ключевых показателей доверия к стране мирового сообщества?
После триумфального Саммита ОБСЕ в Астане в мировую историю прочно вошло понятие «Дух Астаны». Оно стало символом доверия, согласия, толерантности и единства в многообразии.
Перспективнейшим продолжением миротворческих инициатив Лидера нации является новый формат мировой политики в виде G-Global, предложенный на Астанинском экономическом форуме. Как определил суть инициативы сам Президент, это «объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка».
Яркое свидетельство последовательной миротворческой деятельности Казахстана – проведение в Алматы двух раундов многосторонних переговоров по урегулированию проблемы иранской ядерной программы.

СТРАТЕГИИ УСПЕХА
«Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. И весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть героем. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все-таки!», – лишь тот имеет «профессиональное призвание» к политике».
Макс Вебер, «Политика как призвание и профессия»

После распада Советского Союза прервались экономические связи, промышленное производство сократилось вдвое, в аграрном секторе спад составил треть. Казахстан был вынужден вместе с другими странами СНГ совершать радикальный «шоковый» переход к рынку. Массово закрывались предприятия, инфляция достигла отметки 2,5 тыс. процентов.
Как и в жизни каждого человека, самое сложное для политика и в политике – это выбор. Но ответственность руководителя государства за свой выбор колоссальна, потому что за ним – судьбы миллионов.
В драматичных условиях экономического и политического коллапса рухнувшей империи Первому Президенту Казахстана предстоял сложнейший выбор – выбор модели экономического развития и политического транзита новой страны, по сути, выбор будущего для своего тысячу раз умиравшего и тысячу раз возрождавшегося народа. Глубоко изучив опыт Старого и Нового Света, Европы и Азии, он синтезировал самое необходимое на казахстанскую почву.
«Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается», – скажет позднее Президент.
В лаконичном виде этот курс был сформулирован Нурсултаном Назарбаевым так: «Сначала экономика, потом – политика». И это приоритетное внимание Первого Президента к развитию национальной экономики, к привлечению инвестиций и к постоянному повышению благосостояния казахстанцев принесло свои добрые плоды.
О том, как осуществлялись сложнейшие социально-экономические реформы, за эти годы написано и сказано немало.
Ввод национальной валюты, массовая приватизация, строительство отечественной финансовой, бюджетной, банковской, налоговой, таможенной систем, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание Национального фонда, индустриальное развитие, системные меры по поддержке предпринимательства, болезненные, но необходимые реформы всей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной системы – все это незабываемые страницы не только новейшей истории страны, но и биографии каждого из казахстанцев. И каждая из перечисленных тем достойна отдельного осмысления и как минимум – отдельной статьи.
Я же хотел бы акцентировать внимание читателя на трех программных документах, выдающаяся значимость которых для экономического, политического и социального прогресса страны очевидна.
Прежде всего это первое Послание Главы государства 1997 года, в котором была обнародована Стратегия долгосрочного развития Казахстана до 2030 года. В этом документе были четко определены как общая магистраль развития Казахстана, так и конкретные долгосрочные цели по семи приоритетным направлениям. По сути, это была сильнейшая визуализация образа будущего. А реалии того времени были очень далеки от этого образа…
В 1997 году по индексу человеческого развития ООН Казахстан находился на 93-м месте среди 174 стран мира, а среди республик бывшего СССР – на 7-м. За 1990–1995 годы средняя продолжительность жизни сократилась на 4,7 года, число получающих образование уменьшилось на 30%, национальный доход на душу населения сократился в 7 раз, и в 1995 году наша страна по этому показателю оказалась на 129-м месте. Население республики начало сокращаться. За пять лет коэффициент рождаемости уменьшился с 19,1 до 14,7 на 1 000 жителей. Распространялись социальные болезни: туберкулез, рак, кожные, сердечно-сосудистые. Увеличились детская смертность и число не годных к воинской службе по состоянию здоровья. Число безработных, временно безработных или «находящихся в вынужденном отпуске» невозможно было точно определить.
И в этих условиях родилась Стратегия «Казахстан-2030».
«Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей», утверждал всемирно известный австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек.
Уверен, что президентская стратегия дала казахстанцам гораздо большее, чем программные цели. Она очень образно и верно сформулировала общие ценности, она дала надежду, которая вдохновила общество и заставила потянуться, как казалось в тех условиях, к невозможному.
Как отметил позднее сам Нурсултан Назарбаев, «этот документ стал важнейшим мировоззренческим прорывом».
Результаты этой программы в цифрах статистики, фактах, событиях, законах общеизвестны и впечатляющи.
Я же позволю себе определить их более лаконично. Результат реализации Стратегии «Казахстан-2030» Нурсултана Назарбаева – это новая страна, в которой мы живем.
«Казахстан-2050» – это траектория гигантского броска Казахстана в будущее для занятия передовых позиций в цивилизованном мире середины XXI века, а именно – вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира. Как и для всей страны, масштабная историческая перспектива этого документа стала главным ориентиром работы Парламента, определив магистральные направления законотворческого процесса. Нашему созыву выпала особая роль, которая заключается в законодательном обеспечении экономической и социальной модернизации Казахстана на пути в число 30 наиболее развитых стран мира.
Экономическая модель, реализованная Президентом Нурсултаном Назарбаевым, является высокоэффективной и устойчивой в условиях мирового кризиса.
Качественная реализация президентского плана действий позволит нашей стране не только противостоять угрозам и кризисам, но и продолжать идти по пути вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира.

НАДЕЖНЫЙ ФУНДАМЕНТ ГОСУДАРСТВА
В этом году мы отметим 20-летие Конституции нашей страны. История становления и развития конституционных основ Казахстана, создание, принятие и реализация действующей Конституции неразрывно связаны с Лидером нации – Первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.
Тогда, в 1995 году, в поддержку новой Конституции проголосовали 81,9% казахстанцев, принявших участие в референдуме.
Как отметил Президент, «наш Основной закон – это надежный фундамент, на котором мы сообща возводим новое общество, новое государство, новую экономику».
Конституция 1995 года укрепила нашу независимость, придала прочность государству и всему обществу и стала мощной правовой основой развития страны.
С ее принятием были заложены политико-правовые основы государственного суверенитета, базирующегося на признании высшими ценностями человека, его жизни, прав и свобод, закреплены ключевые принципы и основы организации общества и государства, позволяющие осуществлять модернизацию материальной и духовной жизни социума.
За годы независимого развития Казахстан доказал себе и миру, что благодаря сильному и мудрому лидерству, общенациональному единству, целенаправленной работе по развитию экономики, повышению благосостояния народа, всестороннему развитию образования, науки, культуры, консолидации общества вокруг ценностей высокой гражданственности, постоянному развитию демократических институтов можно решить самые сложные задачи, преодолеть кажущиеся непреодолимыми проблемы и выйти на перспективнейшие траектории роста.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ: 20 ЛЕТ СПУСТЯ
«Необходима новая, более эффективная и справедливая архитектура глобальной экономической интеграции. Мы выступаем за то, чтобы созданные и создаваемые интеграционные объединения, экономические союзы не противопоставлялись друг другу. Наоборот, они должны плодотворно и конструктивно сотрудничать друг с другом».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ

Евразийская формула XXI века приобрела новое звучание в интеграционной концепции нашего Президента, ставшей сегодня реальностью. В период, когда во всех странах Союза общественность и политические элиты были сконцентрированы на идеях плюрализма, суверенитета и рыночной экономики, тема интеграции была на самом последнем месте и даже вызывала раздражение и отторжение. И только Нурсултан
Назарбаев понимал, что разорвать все отношения с соседними государствами означает поставить под угрозу будущее.
По его предложению 21 декабря 1991 года в Алматы состоялась встреча глав 11 постсоветских республик, итогом которой стала Алма-Атинская декларация СНГ, историческое значение которой сегодня трудно переоценить. И если соглашение в Беловежской пуще объявило миру о кончине СССР, Алма-Атинская декларация СНГ, напротив, провозгласила создание нового объединения, чтобы сохранить то общее, что было нажито совместным историческим опытом, и предотвратить неизбежные в таких ситуациях конфликты.
В процессе работы над этой статьей я наткнулся на выступление Президента на международной конференции Global Panel в Маастрихте в далеком 1993 году, за полгода до исторической лекции в МГУ. Не могу не привести из него один фрагмент:
«Несколько слов в отношении взаимодействия Казахстана с другими государствами бывшего Советского Союза и Европы. Казахстан выступал и будет выступать за экономическое объединение. В будущем экономическом союзе кроются коренные интересы и Казахстана, и Украины, и наших братских среднеазиатских республик, и России. Я, не имея, может быть, твердой уверенности в ряде других проблем, очень твердо убежден и буду работать на объединение! Пусть это пока воспринимается в отдельных странах с усмешкой. Но многие уже глубоко призадумались. Правда возьмет свое, через какие бы препоны она ни проходила».
Спустя два десятка лет эта правда взяла свое.
Создан Евразийский экономический союз, который с 1 января 2015 года начал свою работу. Парламенты Казахстана, России и Беларуси уже ратифицировали Договор о создании ЕАЭС, который президенты трех стран подписали в мае нынешнего года в Астане.
В основу Евразийского экономического союза, как отмечал не раз казахстанский Лидер, заложены понятные всем принципы: экономический прагматизм, уважение суверенитета, добровольность интеграции, равноправие при принятии всех решений, эволюционность развития, открытость евразийского пространства.
В рамках договора по его созданию, ратифицированного Парламентом Казахстана, обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов государств, исключена всякая возможность доминирования какой-либо из сторон.
«В нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через устойчивую экономику», – отметил Глава государства.
Лидер нации как зеницу ока бережет независимость Казахстана. Он как главный архитектор и созидатель независимости знает цену каждому архитектурному замыслу, каждому кирпичику, каждой балке и арматуре строящегося здания, имя которому – Республика Казахстан.
В ответ на разные инсинуации и дискуссии в связи с заключением договора ЕАЭС он однозначно заявил: «Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее».
Поэтому никто не должен думать или сомневаться, что он позволит кому-либо посягнуть, по определению Президента, на самую высшую ценность – независимость Казахстана. Независимость Казахстана – это дело всей его жизни, дело, которому Нурсултан Назарбаев отдал и отдает все силы, весь жар души, отдает всего себя. Я в этом абсолютно уверен.
Учитывая, что процессы глобализации и интеграции – мейнстрим XXI века, а экономический прагматизм предполагает привлечение лучшего опыта и открытость инновациям на основе сотрудничества, Казахстан всемерно развивает экономическое взаимодействие со странами Европы, Азии, мусульманского и тюркского мира. И это закономерно.
Исторические корни, национальный дух, религиозная общность обуславливают принадлежность Казахстана к Востоку, к тюркскому и исламскому миру. В то же время светский характер государства, географический, исторический, демографический, политический факторы объективно обуславливают актуальность европейского и американского векторов во внешнеполитических ориентирах Казахстана.
На сегодня завершены переговоры по проекту Соглашения о расширенном парт-
нерстве и сотрудничестве Казахстана с Европейским союзом, которые велись на протяжении 6 лет. Товарооборот нашей страны с государствами ЕС составляет 53 млрд. долларов, и указанное соглашение создаст возможности для активизации взаимодействия между сторонами и привлечения инвестиций.
Казахстан остается твердым сторонником дальнейшего укрепления и развития исламского мира. Так, в ходе председательства нашей страны в Организации исламского сотрудничества была принята Астанинская декларация ОИС, направленная на модернизацию и реформы в качестве основ развития исламского мира в XXI веке. Знаком большого уважения исламского мира к политике, проводимой казахстанским Лидером, стало награждение Нурсултана Назарбаева в рамках
10-го Всемирного исламского экономического форума престижной премией «Глобальный лидер по исламским финансам» Global Islamic Finance Awards (GIFA).
Таким образом, Казахстан последовательно верен принципам прагматизма и расширения сотрудничества с другими государствами как в двустороннем, так и и в многостороннем форматах.

ВРЕМЯ АСТАНЫ
«Архитектура столиц имеет свое политическое назначение:
она утверждает нацию, привлекает науки и торговлю,
заставляет народ любить родную страну,
каковая страсть – источник всех великих деяний в государстве».
Кристофер Рен, английский архитектор

Шестого июля 1994 года Президент выступил в Верховном Совете с предложением о переносе столицы в Акмолу. Все мы помним, какие горячие дискуссии развернулись в обществе вокруг этого решения. В действительности, это был очень непростой период в истории нашего государства, когда основной проблемой было простое выживание. Я помню, что в то время немцы переносили свою столицу из Бонна в Берлин, и в прессе фигурировала цифра 8–10 млрд. марок, которые будут затрачены Германией на этот перенос. У Казахстана на такие расходы средств не было, да и Акмоле было далеко до Берлина...
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что только благодаря политической воле, незыблемой вере и действенному упорству Нурсултана Абишевича осуществился этот великий исторический проект – новая столица Астана. Это действительно дальновидное и мудрое государственное решение, за которое наши потомки будут благодарны Первому Президенту Казахстана всегда.
Возведенная в сердце священной Сарыарки новая столица сыграла колоссальную модернизационную роль в развитии всей страны. Строительство Астаны имело не только масштабный экономический, политический, социальный эффект, но и вызвало эмоциональный подъем и импульс тотального обновления, рождение, по сути, нового порядка. В Казахстане были созданы новое пространство, новые символы и системы координат, я бы сказал, новое время – «время Астаны».
Интересно, что в мире в некоторых случаях время основания столиц становится точкой отсчета времени. К примеру, римляне вели счет времени с момента основания города. Так, греческий генерал Селевк Никатор, отстроивший Новый Вавилон, установил новую хронологию и летоисчисление с основания этого города.
Кабибулла ДЖАКУПОВ,
председатель Мажилиса Парламента РК
(газета «Казахстанская правда»).
30-4-2015 30 апрель 2015 г. 0 0