Сегодня в начале XXI века мы являемся прямыми свидетелями изменений в конфигурации различных мировых процессов и событий, происходящих на мировой арене.
Научно-технический прогресс, развивающаяся быстрыми темпами экономика, новые информационные технологии – одним словом глобализация приводит к большей открытости мира, расширению границ возможностей каждого человека, увеличению степени его свободы.
Казалось бы, все это должно способствовать созданию лучших условий для благоприятного существования и развития человечества, сделать жизнь проще, легче и увереннее. Однако вместе с тем мы наблюдаем неоднозначную и сложную мировую обстановку. Сегодня современному обществу характерно взаимное отчуждение, разжигание новых очагов конфликтов, усиление межгосударственных и межрелигиозных противоречий, рост агрессивности и насилия со стороны экстремистских и террористических организаций, добивающихся некой «государственности» и привлекающих в свои ряды выходцев со всех уголков мира.
Нельзя не отметить, что нашему безопасному будущему угрожают глобальные экономические, социальные и экологические проблемы, вследствие которых мы можем утратить все существующие достижения земной цивилизации.
При всем при этом крайне опасным явлением выступает утрата духовных, моральных, нравственных ценностей, подрывающих устои человечества.
В этих условиях только формирование толерантности, взаимотерпимости и уважения может стать неиссякаемым живительным источником и спасением для всего человечества, так как толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью, она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая права и свободы других. В признании уникальности каждого лежит ключ к единству. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.
В свою очередь, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и конфликтам. Крайность и резкость во взглядах, навешанные ярлыки и стереотипы, оскорбления или шутки на расовую, религиозную, этническую тему – все это конкретные примеры проявления нетерпимости, которые повседневно наблюдаются в современном обществе. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью, индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не руководствуюсь ли я стереотипами? Не отвергаю и не презираю ли я тех, кто не похож на меня?
Глубокие по содержанию и довольно простые по форме слова Антуана Сент-Экзюпери: «…Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю» достаточно мудро и тонко определяют понятие «толерантность» как проявление терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на нашей планете живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга независимо от расы, национальности, религии, пола, возраста, уровня развития – это великое искусство людей, и называется оно – толерантность.
Ведь только благодаря терпению, толерантности, солидарности, стремлению к взаимному диалогу, умению приходить к компромиссу можно говорить о безопасности нашей земли, о счастливой и разумной жизни, свободе и достоинстве каждой личности.
Сегодня многонациональный Казахстан в силу исторических процессов стал родным домом для представителей различных народов и вероисповеданий. На протяжении многих веков наша страна являлась примером мирного сосуществования разных народов, культур и религий, а также служила связующим звеном между Азией и Европой.
Значимым фактором стабильности религиозной ситуации на древней казахской земле является тот факт, что на протяжении веков все его жители, позиционируемые сегодня как единый казахстанский народ, отличались своим высоким гостеприимством, духовностью, толерантностью.
Традиция терпимого и бережного отношения Великой Степи по истечении двух столетий стала крепкой основой для сохранения гражданского мира, согласия и гармонии в полиэтническом и многоконфессиональном казахстанском обществе.
При этом самое ценное достояние, которое мы можем передать нашему будущему поколению – это единст-
во народов мира и согласие между конфессиями.
В Послании «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «…Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном».
Толерантность и веротерпимость сегодня выступают одним из условий обеспечения межконфессионального согласия. Религиозная толерантность сегодня стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Для казахстанцев принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который самым решительным образом поддерживает и укрепляет ее.
Гениальный казахский мыслитель Абай говорил: «Человек человеку друг. Потому что все в жизни – рождение, воспитание, чувство сытости, голода, печали, горя, форма человеческого тела, путь, которым ты являешься на свет и которым уходишь из него – все у всех одинаково. Все люди гостят друг у друга, сам человек –
гость в этой жизни. Так стоит ли зло-словить, враждовать из-за богатства, завидовать чужому счастью, коситься друг на друга из-за пустяков?».
Поэтому толерантность необходимо расценивать, прежде всего, как взаимоуважение, принятие и неосуждение богатого многообразия культур и религий современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, сохранения достоинства ближнего.
Перед лицом новых проблем и угроз международный, межрелигиозный и межгосударственный диалог необходим как никогда ранее. Сегодня существует острая необходимость в поиске совместных, единых усилий всего мирового сообщества против вызовов и угроз, выпавших на долю всего человечества.
Ведь противостоять глобальным рискам и угрозам можно только совместными, солидарными усилиями всего человеческого сообщества. Поэтому сегодня нам жизненно необходим терпеливый и вдумчивый диалог, умение искать и находить компромиссы, ставя во главу угла самые высшие и благородные ценности: жизнь, безопасность, свободу, достоинство личности.
В наши дни речь идет о необходимости формирования и воспитания посредством диалога религиозной и этнической толерантности у всех жителей не только в пределах одной страны, но и планеты в целом.
Мы должны бережно относиться друг к другу, уважать права и свободы каждого, ценить свою и чужую жизни, почитать старших, снисходительно относиться к поведению младших. Нам всем необходимо вносить свой вклад в укрепление глобального диалога религий во имя бесконфликтного будущего человечества.
Салтанат МАДИЕВА, старший
научный сотрудник отдела исследования ислама НИАЦ МКС РК.