Ботагоз АЖАРБАЕВА
Завтра — День памяти жертв политических репрессий и голода. Трагедия прошлого века коснулась порядка четырех миллионов жителей республики. В жернова тоталитарной машины попали представители казахстанской элиты: видные ученые, деятели культуры, политики. Заложником жестокой политики стал и видный просветитель-педагог, ученый-краевед и большой знаток истории, культуры и языков народов Средней Азии Коныркожа Ходжиков.
Он родился в 1880 году в городе Ак-Мечеть в семье лекаря-ветеринара. Семья была малоимущей, два верблюда и корова с теленком – вот и все состояние отца. Но, несмотря на это, глава семейства Кожик-кожа дал своему сыну прекрасное образование, что по тем временам было большой редкостью. Коныркожа с золотой медалью окончил четырехлетнюю русско-туземную школу. После окончания Ташкентской Императорской учительской семинарии в 1900 году получил диплом народного учителя.
В 1905 году Коныркожа прибыл в аул своего будущего тестя Мунайтпаса Лапина, чтобы открыть там школу. Вскоре в ауле №5 (ныне Когалыколь) Перовского уезда открылась четырехлетняя школа европейского образца, что вызвало недовольство и враждебность мулл, ведавших традиционными школами мусульманского типа. Молодому педагогу своих будущих учеников пришлось собирать по аулу, особенно девочек. Судьба сложилась таким образом, что среди учениц оказалась и его будущая супруга, дочь волостного Мунайтпаса – Латифа.
…Латифа и Коныркожа полюбили друг друга, но не все складывалось удачно. Девушка задолго до приезда своего любимого была сосватана за очень богатого и знатного человека, за нее уже был выплачен большой калым. Родовитая невеста была уготована и Коныркоже. Влюбленная пара понимала, что им не разрешат быть вместе, и решила бежать. Три дня шла погоня за ними. Произо-
шли столкновения и кровопролитие между аулами оскорбленного жениха и отца Латифы. Когда родственники несостоявшегося жениха пришли к отцу Коныркожи, чтобы угнать скот, то были вынуждены забрать лишь одну-единственную корову. Тогда будущая свекровь Латифы крикнула им вслед: «Можете забрать эту беспрестанно поносящую скотину, зато моя невестка принесет мне настоящее богатство – много внуков!» Слова пожилой женщины станут пророческими. Латифа родит пять сыновей, один из которых умрет в младенчестве, остальные станут видными деятелями культуры и станут достоянием не только семьи Ходжиковых, но и всего Казахстана.
Молодая семейная пара перебралась в Перовск. Коныркожа стал преподавать в вечерней школе железнодорожников. В марте 1905 года его арестовали вместе с рабочими железнодорожной станции, вышедшими на забастовку против царя. После освобождения Коныркожа перебрался с семьей в Туркестан, где в 1914 году у него родился сын Кулахмет. В 1914-1915 годах из-за восстания казахов он был выслан в город Скобелев (ныне Фергана, Узбекистан).
Коныркожа Ходжиков владел большими энциклопедическими знаниями по истории края и Средней Азии. Наряду с русским языком прекрасно владел фарси, арабским и другими языками. Еще в 1912 году, будучи заведующим Карнакским русско-туземным училищем, он издал букварь для начальных школ на арабской графике. В том же году в Оренбурге к 300-летию династии русских царей он выпустил на чагатайском языке «Историю-поэму царствования дома Романовых».
В 1917 году Коныркожа вместе с лидерами казахской интеллигенции Мустафой Шокаем, Мухамеджаном Тынышпаевым возглавил нацио-нальное временное правительство Кокандской автономии. Но оно продержалось недолго.
К.Ходжиков в 1922 году в Ташкенте продолжил свою преподавательскую деятельность в Киргизском институте народного образования. Он активно участвовал в мероприятиях по разделу земель, водопользования и организации крестьянских хозяйств, вошел в состав ТуркЦИКа,
был членом его президиума и ря-да комиссий. Коныркоже приходилось много разъезжать по Казахстану. Он прекрасно разбирался в вопросах жизни кочевого и оседлого казахского народа, землевладения и водопользования, и поэтому опытному знатоку доверяли самые сложные вопросы. В период размежевания республик Средней Азии и Казахстана Ходжиков наряду с Рыскуловым, Ходжановым, Асфендияровым и Тынышпаевым как эксперт-краевед был включен в состав комиссии по определению границ Казахской республики. Именно Коныркожа предложил на съезде ТуркЦИКа восстановить историческое название нации, отметив: «… Не пора ли казахам называться казахами, а не киргизами?». Он внес много дельных предложений по преобразованию общественной и культурной жизни Казахстана: принял участие в открытии в Алма-Ате первого казахского Института национальной культуры, по его инициативе открылись краеведческий музей, художественная галерея и художественное училище.
Коныркожа занимался научной работой в Казфилиале АН СССР. Он проделал огромную работу по учету и взятию под государственную охрану памятников старины. Последней работой Ходжикова было обнаружение раритетов и пополнение фонда редких книг Национальной библиотеки, где он работал под арестом.
Семья Ходжиковых была очень гостеприимной. В их доме всегда собирался народ. Вот что пишет в своих воспоминаниях дочь второго сына Ходжиковых Кулахмета Сауле: «По свидетельству родных, мой дед был очень добрым и мягким человеком и совсем не приспособленным к хозяйству… В противоположность ему бабушка Латифа обладала твердым и мужественным характером. На ее плечах было все домашнее хозяйство. Чтобы прокормить многочисленную семью (детей, родственников, знакомых, которые постоянно находились у Ходжиковых), она подрабатывала шитьем тюбетеек, малахаев, чапанов, которые затем продавала на базаре. Уже тогда у бабушки стали проявляться навыки мастерицы прикладного искусства».
Шитье костюмов со временем станет любимой профессией Латифы. С первых дней зарождения театров она стала создавать театральные костюмы для артистов. Позже Латифа Ходжикова стала членом Союза художников Казахстана – первой казахской женщиной-художником. Она оформляла декорации к спектаклям, ей помогали ее юные сыновья Кожахмет и Кулахмет. Для артистов оперного театра народная художница шила костюмы вплоть до прихода в него профессиональных художников – Ненашева, Калмыкова, Черномского. Ее работы всегда отличались своеобразным национальным колоритом.
Счастливая семейная жизнь Ходжиковых оборвалась в 1937 году. По-шли массовые аресты. Одна за другой пустели квартиры, исчезали люди. Кроме мужчин в тюрьмы отправлялись беременные женщины, дети. Оказались «врагами народа» почти все родные, друзья и знакомые Ходжиковых. Много было среди них представителей казахской интеллигенции, таких как Рыскулов, Тынышпаев, Дулатов, Жумабаев, Турякулов, Дос-
мухамедов, Сарымолдаев и другие.
Коныркожу Ходжикова арестовали в Алма-Ате в 1938 году и вскоре расстреляли. Он умер в возрасте 58 лет. К моменту ареста мужа Латифа приняла очень рискованное и мужественное решение. Чтобы спасти своих детей, живших в их доме детей братьев и сестер, пришедшим за Коныркожой людям в форме она сказала, что давно не живет с мужем. Для Латифы это был самый болезненный момент в жизни. Если бы ей не поверили, наказание было бы ужасным. Правильно ли понял ложь жены любимый муж? До конца своих дней женщина жила с этой болью в сердце. «Думается, дедушка правильно понял отчаянный шаг бабушки и одобрил его. Он хорошо знал ее характер, живой и находчивый, был уверен, что на этот поступок жена пошла ради спасения сыновей, детей, родственников. Знал, что она найдет средства и возможность к существованию, правильно воспитает детей», – отметила внучка в своих воспоминаниях.
Латифа Мунайтпасовна Ходжикова состоялась как личность, как мастер декоративно-прикладного искусства. Удары судьбы не сломили ее. Она находила в себе силы и время для воспитания детей, помощи людям и для творчества. Многие ее работы хранятся в различных музеях мира.
Умерла Латифа Ходжикова в 1960 году. Талант и любовь к творчеству она передала четверым сыновьям. Все они стали известными и уважаемыми людьми. Старший сын Кожахмет – первый казахский художник, создатель в изобразительном искусстве карикатуры и плаката. В 1938 году он был арестован вслед за своим отцом и вышел из заключения безнадежно больным. Второй сын Кулахмет – участник Великой Отечественной войны, первый казахский художник театра и кино, заслуженный деятель искусств КазССР. В 1972 году он основал и был первым директором музея прикладного искусства в Алма-Ате, художником-постановщиком кинофильмов, вошедших в сокровищницу национального кинематографа: «Меня зовут Кожа», «Алдар-Косе», «Под звуки домбры» и других. Нурахмет – скульптор, инвалид Великой Отечественной войны I-й степени. В одной из скульптур защитников Родины он запечатлел образ своей матери. Младший Султанахмет – известный казахский кинорежиссер, создатель прекрасных киношедевров, среди которых кино-
эпос «Кыз Жибек» стал классикой казахстанской кинематографии. Ветеран Великой Отечественной войны, панфиловец. Окончил ВГИК в Москве. Заслуженный деятель искусств республики, лауреат Государственной премии КазССР, до конца жизни проработал на киностудии
«Казахфильм».
P.S. Выражаем благодарность директору областной универсальной научной библиотеки им.А.Тажибаева Нуржамал Мырзамуратовой за предоставленные материалы.