• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБЩЕСТВО И ЗАКОН

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НОВОЙ РЕДАКЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РК
Новый уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан разработан во исполнение пункта 75 общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от  14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Кодекс состоит из 6 разделов, 28 глав и 177 статей (действующий Уголовно-исполнительный кодекс состоит из 8 разделов, 25 глав и 195 статей). Уголовно-исполнительным кодексом совершенствуется механизм исполнения наказания, прежде всего в виде лишения свободы по прогрессивной системе, при введении которой правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав: устанавливаются различные условия содержания в колонии-поселении и тюрьме — строгие, обычные и облегченные (согласно действующей редакции кодекса в тюрьме – общий, строгий режимы, КП — нет); определяются правила, согласно которым осужденный, прибывший в учреждение, начинает отбывать наказание в обычных условиях;  вводится более «детальная» классификация поведения осужденных, когда определенному институту прогрессивной системы (изменение условий содержания в пределах одного учреждения; изменение условий содержания путем перевода в учреждение иного вида; изменение вида наказания и условно-досрочное освобождение) должна соответствовать определенная степень поведения осужденного. 
Определение степени поведения осужденного позволит более дифференцированно подойти к условиям отбывания наказания, и это будет стимулировать правопослушное поведение. Осужденный будет знать, что свою судьбу он решает сам. 
Так, положительно характеризующихся осужденных предлагается делить на следующие три группы: осужденные, достигшие первой степени поведения; осужденные, достигшие второй степени поведения; осужденные, достигшие третьей степени поведения. 
Отрицательно характеризующихся осужденных также разделить на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания; лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания; злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания.
Решен и такой важный вопрос, как создание правовой основы для механизма пробационного контроля. 
Как известно, в новом УК расширяется перечень лиц, в отношении которых судом будет устанавливаться пробационный контроль (осужденных условно, к ограничению свободы, условно-досрочно освобожденных лиц) поэтому в УИК предусмотрены нормы, направленные на совершенствование порядка организации и форм пробационного контроля (взаимодействие с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь). 
Кроме того, УИК предусматривается оказание содействия в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор полиции по материалам администрации учреждения УИС. Это позволит способствовать более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и недопущения ими новых преступлений. 
Новым является и то, что правовое положение осужденных выведено в самостоятельный блок из трех статей (ст. 10, 11 и 104), устанавливающий права и обязанности осужденных.
В УИК предусмотрены положения о национальном превентивном механизме, общественной наблюдательной комиссии и особенности отбывания наказания в виде лишения свободы с камерным условием содержания.
Исключаются нормы, создающие условия для коррупционных проявлений (исключены многозначительные слова «иные лица», конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получить длительное свидание — в нормах, касающихся предоставления осужденным свиданий, конкретизируется понятие «исключительное личное обстоятельство» — в нормах, предусматривающих телефонные переговоры осужденных, введение степеней поведения осужденных при применении мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида учреждения). 
Ряд норм направлен на профилактику и предотвращение правонарушений со стороны осужденных: запрет на строительство в пределах территорий учреждений УИС культовых сооружений; возможность введения в учреждениях 2-х уровневого режима особых условий (областной, республиканской — при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях).
Одной из новаций УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных: минимальной безопасности – колонии-поселения; средней безопасности – исправительные колонии общего режима; средней безопасности для содержания несовершеннолетних — воспитательные колонии; максимальной безопасности — исправительные колонии строгого режима; чрезвычайной безопасности — исправительные колонии особого режима; полной безопасности – тюрьмы; смешанной безопасности — следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колоний, в которых осужденные проживают в камерах.
Установлен двухдневный срок длительных свиданий осужденных к лишению свободы и их количество дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий  содержания.
Сохранены действующие положения относительно получения осужденными к лишению свободы посылок и бандеролей, а также установлена возможность получения ими передач только во время предоставленных свиданий.
Увеличены размеры месячных расчетных показателей, на которые осужденные вправе приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (в среднем увеличено на 2-4-месячных расчетных показателя, в зависимости от вида условий отбывания наказания, также закреплено право осужденных, содержащихся на строгих условиях отбывания наказания в колониях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности расходовать средства в размере до 2 месячных расчетных показателей, тогда как в действующей редакции УИК осужденные названной категории, вправе расходовать только средства, заработанные в период отбывания лишения свободы).
Новый УИК создаст условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимого с осужденными. 
Караман АГАНИН, 
заместитель начальника департамента уголовно-исполнительной системы по Кызылординской области, полковник юстиции.


30-8-2014 30 август 2014 г. 0 0