• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОЛШЕБНИК ТЕАТРАЛЬНОГО ГОРОДА

ВОЛШЕБНИК ТЕАТРАЛЬНОГО ГОРОДАСамые разнообразные картины видим мы на сцене во время спектаклей: вот группа воинов отбивает нападение врагов, хан принимает иноземных послов, за праздничным столом друзья встречают Новый год, в современном офисе группа бизнесменов ведет деловой разговор, на свидание к своей возлюбленной пришел юноша. И всегда актеры используют необходимые предметы —  оружие, посуду, инструменты, мебель.
А еще мы видим деревья и заборы, крепостные стены и различные архитектурные сооружения. Нередко в ходе одного спектакля сцена неузнаваемо меняется несколько раз. Естественно, большая часть того, что находится на сцене, ненастоящее, на профессиональном языке называется бутафорией. Яблоки сделаны из воска, сабли из жести, крепостная стена из пенопласта и так далее. Но мы об этом не задумываемся.   
Бутафория – одно из важнейших звеньев театрального искусства. Без нее спектакли практически невозможны. Поэтому на должность художника-бутафора стараются приглашать талантливых профессиональных мастеров.  Кызылординскому областному музыкально-драматическому театру им. Н. Бекежанова повезло в этом отношении. С 1991 года изготовлением бутафорных предметов занимается Нурбадрадин Бегимбет. По словам главного режиссера Хусеина Амира-Темира, Нурбадрадин большой трудяга, исполнительный, с любовью относится к своей работе. Он делает не только то, что попросят режиссер и главный художник, но творчески подходит к заданию –   осмысливает и фантазирует, выдумывает и предлагает оригинальные идеи, готовит дополнительные чертежи и рисунки. В хорошем смысле этого слова, он – фанатик бутафорного искусства. Общее мнение в коллективе театра –  у Нурбадрадина волшебные руки.  Я  расспросил художника о его инструментах и материале.
– Инструменты у меня самые простые – молоток, ножовка, плоскогубцы, ножи, сверло. А материалы использую практически любые – фанеру, жесть, пластмассу, проволоку, железные прутья, вату и ткань и так далее, – рассказал мастер. В нашем деле исходный материал может быть каким угодно. Главное – конечный результат. Вот, например, трон. Издалека он выглядит великолепно, будто сделан из дорогих материалов. На самом деле передо мной, когда я начал работу, лежала куча дощечек, реек и куски ткани. Вряд ли кто бы поверил, что  из этого «барахла» получится трон, но он получился. И еще какой! Его мы используем не только в спектаклях, но и на официальных торжествах.
А вот шлемы воинов, сабли и щиты. Даже вблизи они смотрятся как настоящие. Но первичный материал для их изготовления я использовал самый, казалось бы, неприглядный.
Я подержал в руках  саблю и щит и даже попробовал надеть на голову шлем. Выглядели доспехи впечатляюще.   
– Нурбадрадин, а чем Вы руководствуетесь, когда изготовляете  предметы для исторических спектаклей? Ведь они должны выглядеть согласно определенной эпохе.
– Прежде всего изучаю соответствующую литературу, знакомлюсь с особенностями стиля той эпохи, в которой происходит действие. Это очень важно, – пояснил художник. –  Затем «включается театральный закон» – предмет должен выглядеть на сцене не только правдиво, но и красиво, эффектно. Принесите настоящий шлем из музея – он совершенно не будет смотреться на актере. Тем более, он неудобный, тяжелый. 
– О Вас говорят, что Вы любите фантазировать, придумывать что-то свое, оригинальное. Не мешает ли это сотрудничеству с режиссерами и художником-декоратором?
– Наоборот! Они даже рады. Ведь я не просто занимаюсь самодеятельностью, делаю, что хочу, а стараюсь смотреть на постановку спектакля глазами и художника-декоратора, и режиссера. Мое умение видеть предметы очень им помогает. Поэтому они принимают многое из того, что я предлагаю.

30-8-2014 30 август 2014 г. 0 0