• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОДНИМЕМСЯ НАД ДОРОЖНОЙ СУЕТОЙ

Игорь ТИТЕНОК
Чтобы пешеходу было безопасно, а поток автомашин стал непрерывным, их надо развести по разным уровням. Для этого строятся пешеходные переходы. Надземные и подземные.
Количество автомобилей в Кызылорде последние двадцать лет стабильно и бурно растет, и мы дошли до той черты, когда уже дальше без переходов для пешеходов хоть под землей, хоть над землей уже не обойтись. Но если все-таки «потерпеть» и лет пять  их не строить, то город точно будет стоять в пробках в часы пик, как настоящий мегаполис. Теперь знаем, что этого не случится – строительство таких объектов в Кызылорде началось. Пока спроектировано четыре надземных перехода, два из них начнут действовать в этом году.
Почему надземных, а не подземных? Для пешехода второй вариант предпочтительнее.  Высота тоннеля обычно два или чуть более метра. Это значит 20-25 ступенек вниз-вверх. Надземный переход должен возвышаться над дорогой не менее, чем на  шесть метров, а она, как правило, выше тротуаров. Получается, пешеходу придется подняться на 6-7 метров вверх, то есть преодолеть около 60 ступенек.
Подземный переход хорош еще тем, что здесь можно расположить торговые площади, туалеты, трансформаторы и многое другое. Это плюсы подземного перехода, а минусы в том, что он в разы дороже надземного, при устройстве на перекрестке котлована, как правило, на месяцы будет перекрыто автомобильное движение, а еще надо будет дорого и долго разбираться и переделывать подземные коммуникации.
Надземный вариант предполагает перекрытие движения автотранспорта буквально на несколько часов – пока будут смонтированы на опоры несущие металлоконструкции. Сами опоры, бетонные или металлические, заливаются и монтируются между тротуарами и дорогой, так что строительство надземного перехода почти не мешает ни пешеходам, ни водителям. Это доказывает работа специалистов АО «Энергия», которые сейчас возводят надземные переходы по проспекту Абая (напротив университета «Болашак») и по улице Казыбек би (рядом с торговым центром «Жайна»).
Начальник участка, который строит эти мосты, Азамат Исмаилов. Парень он молодой, можно сказать, студенческого вида, но уже девять лет в строительстве. В семнадцать пришел на стройку разнорабочим. Работал и учился в КГУ на строителя. Прошел все ступени: был бригадиром, мастером, старшим мастером, прорабом и вот уже  третий объект, где он полноправный хозяин – начальник участка. До этого с Азаматом встречались, когда он возводил символ нашего города башню «Сыр ана». Это был его первый самостоятельный объект и, надо сказать, очень непростой. Он успешно справился с этой работой. Теперь вот строит пешеходные мосты над дорогой.
— Несмотря на функциональную индентичность  этих двух объектов, — рассказывает Азамат Исмаилов, — они разные по размерам, устройству и цене. На проспекте Абая строим переход, который целиком из металлоконструкций. Из бетона здесь только стаканы под опоры. Стоимость 44 миллиона тенге. На улице Казыбек би цена в два раза больше, но там и пролет (39,4 метра) тоже в два раза длиннее. Здесь опоры и лестничные марши железобетонные. Марши изготовлены на нашем предприятии в завод¬ских условиях. Если судить по толщине используемого металла, маркам спецстали, то запас прочности у сооружения будет многократный. По такому мосту на танке можно проехать.
Сегодня строительство пешеходного надземного перехода на улице Казыбек би остановилось – оказался нерешенным вопрос со сносом торгового киоска, на месте которого должна быть опора этого сооружения. Сколько продлится эта пауза в строительстве, пока никто не знает.
Опыт начавшегося строительства первого пешеходного надземного моста наглядно показывает, что главной проблемой может стать не проект, не деньги, не возможности подрядчика, а именно землеотвод. Строящиеся, спроектированные и только предполагаемые надземные переходы расположены в оживленных местах (а иначе, зачем они нужны?), и там уже есть остановки, киоски или еще какая собственность. Надо в первую очередь решить вопросы с теми, чьи строения пойдут под снос. Конечно, судебный процесс по иску частного лица к государственному заказчику свидетельствует о демократическом устройстве нашего общества, но все-таки эти процессы лучше проводить до начала строительства.
— Наша компания помимо многомиллиардных объектов, таких как школы, больницы, вполне могла бы строить в год по три-четыре надземных перехода, — продолжается наш разговор. – Как уже сказал, основная работа по таким объектам делается в цехах нашего предприятия. На объекте – сборка, монтаж, отделка. Вот, к примеру, пролет пешеходного моста на Казыбек би состоит из четырех частей. Мы их привезем на объект и соединим болтами, смонтируем. На все  про все уйдет несколько часов.
Говоря о строительстве надземных переходов, наверное, нельзя  не подумать о том, как такой объект впишется в наши намерения создать безбарьерную среду для тех, кто передвигается на  колясках.
— Проекты, с которыми мы работаем, – это адаптированные варианты того, что уже сделано, например, в Алматы, — рассказывает со знанием дела мой собеседник. – Там уже  построили несколько надземных переходов с пандусами. Это, конечно, привело к значительному удорожанию объектов, а последующее многомесячное видеонаблюдение показало, что пандусом так никто и не воспользовался. Тогда в этих местах стали устанавливать светофоры, так сказать, с вызовом для граждан, которые передвигаются на колясках. Думаю, это оптимальный вариант, и прежде всего для тех, о ком мы должны         позаботиться.
Пешеходные мосты через дороги должны в первую очередь обезопасить переход улицы и ускорить движение машин, но важно и то, как это сооружение выглядит – ведь оно будет буквально «мозолить» нам глаза.
Подрядчик обещает, что все будет очень даже хорошо. Бетонные опоры будут выкрашены, а как будет  смотреться сам переход, уже можно судить по тому, как выполнен один подъем на мост. Голубое полукруглое покрытие из прочного и долговечного поликарбоната делает конструкцию на вид легкой, прозрачной и привлекательной. Думаю, что скоро увидим, как все будет выглядеть целиком.
К этому остается добавить, что  по уже готовым проектам следующие два  надземных перехода будут строиться по улице Абая перед ОМЦ и по улице Бейбарса, напротив казахско-турецкого лицея.

30-8-2014 30 август 2014 г. 0 0