• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ  ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫВо исполнение поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» и на расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, в Казахстане проводится поэтапная модернизация пенсионной системы.
Целью модернизации является формирование целостной государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан с сохранением многоуровневой модели пенсионного обеспечения, повышением ставки замещения утраченного дохода пенсионной выплатой, а также обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы.
На первом этапе модернизации принят Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон)  предусматривающий:
1) создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), что позволит не только сохранить пенсионные накопления, но и обеспечить их прирост за счет контролируемого и эффективного инвестирования пенсионных активов в экономику страны, в проекты наиболее перспективных отраслей экономики;
2) унификация пенсионного возраста женщин в целях увеличения стажа участия в накопительной пенсионной системе и соответственно роста пенсионных накоплений женщин;
3) переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. Это создаст дополнительные возможности формирования необходимых пенсионных накоплений для более раннего выхода на пенсию для этой категории граждан.
Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов в единый накопительный пенсионный фонд (по состоянию на 21.02.2014г.)
В соответствии с утвержденным графиком приема-передачи пенсионных активов и обязательств НПФ по договорам о пенсионном обеспечении в ЕНПФ в настоящее время произведена передача пенсионных активов и обязательств 7 накопительных пенсионных фондов (НПФ «Республика», ОНПФ «Отан», НПФ «Капитал», НПФ «Атамекен», НПФ «Астана», НПФ «НефтеГазДем», НПФ «Грантум»).
По итогам передачи пенсионных активов и обязательств в ЕНПФ аккумулировано более 5,6 млн. индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков обязательных пенсионных взносов (в том числе переданы 2,6 млн. ИПС), что составляет более 60% от общего количества ИПС.
В настоящее время производится передача пенсионных активов и обязательств накопительного пенсионного фонда «УларУмит».
Обязательные
профессиональные пенсионные взносы
 Постановлением Правительства утвержден соответствующий Перечень производств, работ, профессий работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда (утверждено постановлением Правительства РК  №1562 от  31.12.2013г.).
ОППВ устанавливаются в размере 5 процентов от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов.
Порядок исчисления, удержания (начисления) и перечисления ОППВ аналогичен порядку исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, установленному  Правилами и сроками исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116.
Работодатели при перечислении ОППВ должны руководствоваться вышеуказанным Перечнем и производить перечисление ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным (особо вредным), и за  лиц, которые заняты в них.
При этом отчисления будут производиться независимо от того, временно работник переведен на эту работу или постоянно, с начала учетного периода или нет.
Таким образом с введением ОППВ на индивидуальные пенсионные счета лиц, занятых во вредных (особо вредных)  условиях труда, будут поступать 10% обязательных пенсионных взносов, удерживаемых из зарплаты работника, и 5% ОППВ за счет средств работодателя.
При этом нагрузка на работодателя не увеличится, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.
Контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты ОППВ и (или) пени возложен на налоговые органы.
В случае улучшения условий труда и устранения вредных (особо вредных) условий труда, подтвержденного результатами аттестации производственных объектов, вкладчики (работодатели) освобождаются от  уплаты ОППВ.
Субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения их в отпусках по рождению и уходу за детьми
Глава государства в обращении к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы (от  7 июня 2013 года) поручил Правительству проработать вопросы обеспечения за счет государства дополнительных выплат ОПВ для работающих женщин в период нахождения их в отпусках по рождению и уходу за детьми.
Во исполнение данного поручения Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» №156-V от 10 января 2014 г. внесены изменения и дополнения  в Закон.
Введенная норма, предусматривающая введение с 1 января 2014 года субсидирования ОПВ женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, по достижении им возраста одного года, обеспечит непрерывность осуществления ОПВ и увеличение объема пенсионных накоплений работающих женщин- участниц системы обязательного социального страхования в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми.
Субсидирование ОПВ будет осуществляться ежемесячно с тем, чтобы совокупные ОПВ составляли 10% от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
Из предполагаемых 10% отчислений 4% будут обеспечиваться за счет  удержаний из социальных выплат (средств обязательного социального страхования),  а 6% — из бюджетных средств.
Для субсидирования дополнительных ОПВ в республиканском бюджете на 2014-2016 годы предусмотрено 30,6 млрд. тенге.
В рамках второго этапа модернизации пенсионной системы будет подготовлена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, предусматривающая реализацию поручений Главы государства в части: введения дополнительных пяти процентов обязательных отчислений от работодателей; поэтапного увеличения ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов; разработки механизмов эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.
Эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты граждан и, как следствие, позволят предупредить бедность и повысить адекватность пенсионного обеспечения.
О повышении размеров государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца с 1 июля 2015 года на 25 процентов
В своем Послании  народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан – Лидер нации  Н.А.Назарбаев озвучил, что «… надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. … Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом», и дал поручение Правительству с 1 июля 2015 года размеры государственных социальных пособий всем получателям пособий по инвалидности и случаю потери кормильца повысить на 25 процентов.
В этой связи Министерством в настоящее время разрабатывается проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан».
Как известно, в последние годы увеличение  размеров государственных социальных пособий  (ГСП) производилось  ежегодно лишь на 7-9%, тогда как размеры пенсий повышались более высокими темпами (в 2009 году – в среднем на 25%, в 2010 году – на 25%, в 2011 году — на 30%, в последующие годы  – на 9%).
Изменения, вносимые в Закон, будут внесены в части повышения кратности прожиточного минимума, устанавливаемого Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (презентация прилагается).
Так, если инвалиды первой группы получают на сегодняшний день ГСП в размере 1,36 ПМ, то с 1 июля 2014 года размер их пособия составит 1,7 ПМ.
Инвалиды второй группы в зависимости от причины инвалидности получают в настоящее время  ГСП в размере 1,06-1,11 ПМ, а со второй половины 2015 года размер их пособия составит 1,33-1,39 ПМ.
Размер пособия инвалидов третьей группы (также в зависимости от причины инвалидности), составляющий в текущем году 0,74-0,87 ПМ, со второй половины 2015 года увеличится до 0,93-1,09 ПМ.
Размер пособия детей-инвалидов до 16 лет возрастет с 1 ПМ до 1,25 ПМ.
Аналогично пособие инвалидов войны и приравненных к ним (в зависимости от группы и причины инвалидности) повысится с 0,74-2,09 до 0,93-2,61 ПМ.
По ГСП по случаю потери кормильца:
размер на 1 иждивенца возрастет с 0,66 ПМ до 0,83 ПМ, на двух иждивенцев – с 1,14 ПМ до 1,43 ПМ, на трех иждивенцев – с 1,41 ПМ до 1,76 ПМ, на четырех – с 1,50 ПМ до 1,88 ПМ, на пятерых – с 1,55 до 1,94 ПМ, на 6 и более иждивенцев — с 1,61 ПМ до 2,01 ПМ.
Соответственно повысятся и размеры пособий круглым сиротам, семьям погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Принятие законопроекта потребует выделения дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета. По прогнозным  расчетам  дополнительная потребность средств на выплату государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца составит в 2015 году 20,8 млрд. тенге, в 2016 году – 45,1 млрд. тенге, в 2017 году – 52,8 млрд. тенге, в 2018 году – 53,9 млрд. тенге.
О повышении с 1 апреля 2014 года размеров пенсионных выплат до 14%, государственных социальных выплат — до 12%
14 февраля 2014 года на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан Главой государства  Республики Казахстан Н.Назарбаевым было озвучено, что в комплексе мер по социальной поддержке населения наряду с повышением должностных окладов гражданских служащих (работников образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты) предусматриваются и дополнительные меры по повышению размеров пенсий и пособий.
Так, с учетом повышения с начала текущего года поручено Правительству довести размеры пенсионных выплат до 14%, государственных социальных выплат — до 12%.  
Как известно, с 1 января 2014 года уже производилось повышение пенсионных выплат всем получателям на 9% от получаемого размера пенсий. Эта мера коснулась более 1,8 млн. человек, включая пенсионеров по линии силовых структур. В результате  повышения средний размер пенсионных выплат составил 35183 тенге.
С учетом уже проведенной работы размеры пенсионных выплат всех получателей будут с 1 апреля текущего года повышены таким образом, что общее повышение размеров пенсий в 2014 году составит  14%.
Механизм повышения следующий: для определения размера пенсии с 1 апреля 2014 года необходимо размеры пенсионных выплат, назначенных до 1 января 2014 года, повысить на 14 процентов.
К примеру, размер пенсии гр-на С. составлял до 1 января 2014 года  32000 тенге, с 1 января 2014 года  с учетом повышения на 9% — 34 880 тенге. С 1 апреля размер пенсии будет исчислен в следующем порядке: 32 000 тенге повысить на 14%, что составит 36 480 тенге (прибавка с 1 апреля т.г.  составит 1600 тенге).
Базовая пенсионная выплата, составляющая 50% прожиточного минимума (ПМ) в связи с изменением величины ПМ возрастет до 10450 тенге.
Аналогично по другим социальным выплатам.
Повышение пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту с 1 апреля 2014 года составит до 12 %,  с учетом уже произведенного с начала года повышения их размеров  на 7 %.
В результате, размеры указанных пособий после повышения в среднем составят: по инвалидности 21 323 тенге, по потере кормильца – 19 804 тенге, по возрасту – 10 450 тенге.
Размеры государственных специальных пособий, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, зависящие от величины МРП, с учетом дополнительного повышения, с 1 апреля 2014 года составят  по Списку № 1 – 17 451 тенге,  по Списку № 2 – 15 512 тенге.
Дополнительная потребность на выплату пенсий составит 31,5 млрд. тенге;  ГБПВ – 10,6 млрд. тенге; на ГСП по инвалидности – 5,3 млрд. тенге (по УК и возрасту уменьшается потребность); на государственные специальные пособия по Спискам № 1 и № 2 – 241,7 млн. тенге.
В целом, предпринятые  меры, наряду с мерами по обеспечению  стабильности цен на основные виды продовольственных и социально значимых товаров, ГСМ, лекарственных средств, недопущению дефицита продукции и необоснованного роста тарифов на услуги  монополистов, позволят обеспечить покупательскую способность пенсий и пособий в связи с недавней корректировкой обменного курса тенге.
Лиман Боранбаева,
директор департамента  контроля и социальной защиты по Кызылординской области.
№30 от 4 марта 2014 04 март 2014 г. 0 0