• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОСОБЕННОСТИ ОХОТЫ ПО-КЫЗЫЛОРДИНСКИ

Недавно во время охоты на зайцев к нам подъехали природоохранные инспектора. Мы шли пешком, обходя кустарники, стараясь выгнать зверька. Увидев, как мы охотимся, инспектора удивились и не стали даже проверять документы. Думаю, из уважения. Так давно уже на зайцев не охотятся. Сейчасв моде охота с помощью фары.

Действительно, некогда традиционная пешая охота на зайцев трудна и недобычлива. Можно весь день носиться по старым огородам или барханам, прошагать 20-30 километров и не добыть ничего. Заяц — осторожное животное, он и во сне водит ушами, прислушиваясь, нет ли опасности. И даже негромкий хруст попавшей под ноги сухой ветки может поднять его с лежки за сотни метров от охотника. Но и в случае, когда удается подойти к нему на пару десятков метров, нет гарантии, что добудешь заветный охотничий трофей. Обнаружив охотника, заяц мгновенно срывается с места и несется как пуля, взлетая в многометровых прыжках. Попробуй, попади. Потому и трофей заветный, что добыть трудно.

Совсем просто добыть зайца с использованием фары. Ослепленный светом фары зверек не может бежать, он садится, и его просто расстреливают. За пару часов такой охоты браконьеры добывают порой два десятка зайцев, а за ночь нередко сотню. Такие трофеи у двуногих хищников бывают в конце лета и осенью. Уже к середине зимы популяция зайца в несколько раз сокращается, однако браконьерские фары бороздят ночные степи и барханы круглый год, даже весной в период размножения, когда закрыты все виды охоты.

Впрочем, под лучи фар и прицелы браконьерских стволов попадают не только зайцы. Два месяца назад работники Кызылординской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства при патрулировании охотничьих угодий Кармакшинского района заметили в степи мотоцикл марки «Иж-Юпитер». На требование инспекторов остановиться мотоциклист не отреагировал. Началась погоня, и браконьер был задержан. При досмотре мотоцикла были обнаружены4 туши сайгаков и 8 рогов.

Лихие мотоциклисты из аулов Аральского и Кармакшинского районов - самое большое зло для степных антилоп. На промысел они выезжают, как правило, на мощных мотоциклах «Урал», отцепив коляски. У браконьерских мотоциклов нет номеров, и они нигде не зарегистрированы. Их поймать сложно, так как они охотятся днем, догоняя на такырах антилоп и расстреливая их. Затем убитую дичь прячутв саксаульнике и завозят в аулы на автомобилях или прицепах тракторов, запрятав дичь под заготовленные дрова кустарников. Задержать их сложно еще и потому, что они знают все дороги и могут уйти от погони по тропам, по которым не может пройти автомобиль. В случаях, когда уйти от погони инспекторов не удается, они бросают мотоциклы и прячутся в саксаульном лесе. На мотоцикле у задержанного браконьера тоже не было номеров. На него заведено уголовное дело и предъявлен иск почти на 1 миллион тенге.

По мнению руководителя областной территориальной инспекции Шахизады Туребаева, мотоциклисты — наиболее — опасные враги сайгаков. Это и их усилиями поголовье сайги былосокращено до катастрофической численности. В свое время они порезвились в степи. Они выбивали самцов, отпиливали рога, а туши оставляли на съедение ворон и других хищников. Сейчас популяция сайги на территории республики под постоянной и усиленной охраной. У охранников имеются джипы и даже высокоскоростные японские мотоциклы. Уже не так, как раньше, но иногда и мотоциклетные браконьеры выезжают в степь для занятия грязным промыслом.

Однако самым большим злом и очень ущербным для природного комплекса края является все-таки браконьерский промысел с использованием фары. Еще в советское время специалисты природоохранных структур поднимали вопрос о необходимости ужесточения наказания за такой вид браконьерства и предлагали конфисковать не только оружие, но и автомобили браконьеров. При таком наказании любителей шашлыка из «краснокнижных животных» значительно бы поубавились.

Охота с помощью фары – это уже не охота, а грязный кровавый промысел.Тех, кто расстреливает беспомощных животных, и людьми назвать трудно. К сожалению, этот вид наиболее распространен в регионе. Но если сайга и джейраны находятся под охраной, то зайцы отданы на растерзание двуногим хищникам. Причем безобразничают они практически безнаказанно. Чтобызадержать их, нужны совместные рейды с участием полиции и природоохранных инспекций. Совместными усилиями в прошлом году удалось задержать браконьеров, отстрелявших24 дикие свиньи. Кстати, два браконьера осуждены на3 года с конфискацией охотничьих ружей. Совместная работа оказалась болееэффективной.

В нашей области браконьерство было всегда. В 70-е годы браконьеры на грузовиках возили туши степных антилоп по улицам и по дешевке продавали жителям. И зайцев били из-под фар. Такая охота тоже стала в регионе традиционной. Но если в те, теперь далекие временатолько в Сарсу-Теликульской системе ежегодно на зимовку заходили около 400 тысяч сайгаков, то сейчас ситуация резко изменилась. Сайгаков в республике значительно меньше сотни тысяч, а количество зайцев из-за браконьерства и вырубки кустарников уменьшилось в несколько раз, и сохранение этой традиции грозит тем, что заяц-песчаник окажется в одной «Красной книге» нашей республики с джейраном.

Владимир ЛИПАТОВ.

31 января 2009 31 январь 2009 г. 311 0