Дети-инвалиды должны иметь возможность учиться, лечиться, получать квалификацию, отмечал Глава государства Н. Назарбаев. Реализовать свои права теперь смогут Азат Муратов и Шынгысхан Жумагулов, которые наравне с обычными детьми будут посещать мини-центр на базе средней школы № 233. На днях здесь состоялась презентация пилотного проекта по инклюзивному образованию.
Случилось это благодаря общественному фонду «Дети Чернобыля и Арала», который выиграл международный грант, ориентированный на инклюзивное (включенное) образование. Пилотный проект осуществляется совместно с департаментом по защите прав детей и областным управлением образования. Необычность Азата и Шынгысхана в том, что оба страдают заболеваниями, которые ограничивают их возможности для общения и развития. А вот с умственными способностями у них все в порядке. Оба мальчика, по словам их родителей, очень активные, способные, у них хорошая память, достаточный для их возраста кругозор. Несмотря на свой небольшой изъян, они очень коммуникабельные, их «непохожесть» на обычных детей не мешает им общаться со сверстниками. Педагоги, которые занимаются с ними, уверяют, что и Азат, и Шынгысхан, быстро и безболезненно смогут адаптироваться в обычнойсреде.
По словам руководителя фонда «Дети Чернобыля и Арала» Куралай Исаевой, проект рассчитан на детей с сохранным сознанием, но с различными физическими дефектами, в том числе нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с речевым отставанием на фоне сопутствующих болезней и многое другое. В стране создана правовая база для включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, но все еще не решены должным образом вопросы стабильного финансирования. Что касается нашей области, то здесь ощущается нехватка специальных кадров: логопедов, детских психологов, сурдологов, социальных работников. Обучать своих специалистов в республикан-ских центрах реабилитации с большим опытом работы с данным контингентом детей пока не представляется возможным. Опять же по причине отсутствия средств.
Поэтому специалистов для Азата и Шынгысхана нашли среди местных учителей. Педагоги, по словам координаторов проекта, адаптированы в реабилитационном центре и уже имеют навыки работы с детьми с ограниченными возможностями. Заметим, что оба мальчика будут обучаться в мини-центре бесплатно, средства на их содержание и обучение выделяются посредством международного гранта. Также на базе областного медицинского центра будет проводиться их реабилитация.
Надо сказать, что проект по инклюзивному образованию был одобрен акимом области Болатбеком Куандыковым. Наша область и город Астана являются первооткрывателями в инклюзивном образовании. На втором этапе проекта в образовательный процесс будут включены дети с первого класса, планируется также открытие детсада. Для этого ведутся подготовительные работы, чтобы избежать рисков, касающихся отторжения детей с ограниченными возможностями в обычной среде, их будут готовить психологически, важно также создать для таких ребят комфорт-ные условия в обычных школах.
- Инклюзивный подход должен означать гибкое расписание, постоянное общение с родителями, медиками, психологами, это поможет учителям лучше подстраиваться под интересы каждого ребенка, как здорового, так и с ограниченными физическими возможностями, - говорит Клара Жангабылова, представитель фирмы «Аль-Асад», которая преподнесла мини-центру подарки. - Важно, чтобы дети находились среди сверстников и чувствовали себя частью коллектива. Нельзя сказать, что общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями, просто для них пока еще не созданы благоприятные условия. Как детский психолог, проработавший много лет с дошколятами, Клара Нуртазаевна уверяет, что дети с ограниченными возможностями ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, главное - найти к ним индивидуальный психологический и педагогический подход и применять индивидуальные методы реабилитации.
София АЛДАМЖАРОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |