Человек и Бог. Всегда ли это касается только их двоих? Имеет ли право общество вмешиваться в тончайшую сферу этих взаимоотношений? Уверена, что большинство скажет – нет. И будет право, поскольку диалог человеческой души с Богом - действительно дело глубоко интимное, личное, в которое недопустимо ничьё вторжение, и уж тем более вторжение власти.
Пробудить Казахстан?
В Казахстане свобода вероисповедания гарантирована конституционно, и какая-либо дискриминация по религиозным признакам запрещена. До предела упрощена процедура регистрации религиозной общины: найди десять единоверцев - и регистрируй. Если, конечно, твоя конфессия не входит в невеликое число официально запрещённых законом. Пресвитерианская церковь неопятидесятнического толка «Grace-Благодать-Рақым» в число объявленных вне закона не входит, ибо позиционирует себя общественно полезной, стараясь прославиться благотворительностью и здоровым образом жизни своих адептов. Это правда, приверженцы «Благодати» не пьют спиртного, не курят, не сквернословят. Они помогают инвалидам и одиноким старикам, обиженным судьбой и обездоленным. Однако в последнее время в прессе стали появляться не слишком хорошие упоминания о «Благодати», в том числе и в таких заслуживающих доверия источниках, как, например, республиканская газета «Казахстан-ская правда». Вот, к примеру, что писала в январе этого года эта газета: «В республике действует развитая многоуровневая система организации. В частности, миссия (Церкви «Благодать» - М.Р.) располагает 240 филиалами, численность прихожан возросла с трёхсот в 1995 году до более 15 тысяч, имеется 126 культовых сооружений. Для вовлечения большого числа последователей разработана модель и организационная схема Г-12. Каждый человек должен вовлечь в церковь минимум двенадцать человек, как в сетевом маркетинге. Экспансия (религии - М.Р.) отмечается на проповедях путём призывов пасторов о миллионе человек, «освобождённых от греха», и десяти тысячах «насаждённых церквей» в Казахстане. Подтверждением тому служит пророчество, сделанное одним из евангелистов Ульфом Экманом на конференции в Алматы: «Я приведу в пробуждение эту страну. Служители будут бежать по всей стране, они будут насаждать и насаждать. Город за городом, деревня за деревней… Это будет захват, это будет битва с силами тьмы». Что собрался насаждать в Казахстане господин Экман? Что захватывать? С какими силами тьмы воевать?
...Пятнадцатилетняясельская девочка призналась в личной беседе: «Они (миссионеры «Благодати») сказали мне, что православная церковь – это ад. Ислам – тоже. Истина в одной вере, именно той, которой придерживается Церковь «Благодать». Позвольте, но как православие, так и ислам признаны официально, зарегистрированы в нашей светской стране в качестве разрешённых религий. Почему же тогда – ад? Что стоит за столь агрессивной пропагандой новой конфессии? Не соглашение ли, заключаемое между пастором и новым адептом, согласно которому обращённый, именуемый «служителем», соглашается с тем, что «своего не имеет ничего и признаёт: только всё заклятое, что под заклятием отдаёт человек Господу из своей собственности: человека ли, скотину ли, поле ли своего владения – не продаётся и не выкупается. Всё заклятое есть великая святыня Господня»? («Казахстанскаяправда» от 16.01.09, «Кто нуждается в Благодати?»).
Успенские благотворители
А теперь немного фактов. В начале этого года в райцентре Успенка Павлодарской области побывала группа девушек, которые, назвавшись представителями некого благотворительного фонда, ходили по дворам и составляли списки нуждающихся, инвалидов, тяжело больных, одиноких пенсионеров якобы для оказания им помощи. Девушки уехали, а через несколько месяцев в той же Успенке появилась группа молодых людей, как говорится, без вредных привычек, представляющихся адептами Церкви «Благодать». Адепты поселились на квартире у женщины – инвалида детства, как раз напротив православного храма Успенья Божьей Матери, и занялись благотворительностью. Подновили забор своей квартирной хозяйке, ходили по селу, предлагали помощь по хозяйству. Рассказывали о Боге, об истинной вере, призывали к покаянию и прозрению. Всё бы ничего, но, как выяснилось, миссионеры убеждали сельчан в том, что традиционные для наших мест православие и ислам – ад, чем и смутили души людей верующих. И ещё – ходили миссионеры по тем самым дворам, в которых уже побывали девушки из «благотворительного фонда», и имелась у миссионеров та самая информация, собранная их предшественницами. Адреса, телефоны, перечень семейных проблем и прочее.
Беседуя с людьми, которые встречались с миссионерами «Благодати», я заметила, что люди говорят о них хорошо. Не пьют, не курят, не ругаются. Вежливые и обходительные, проявляют отзывчивость. То, что нужно для уловления душ, обиженных судьбой. Но выдержать до конца кроткую голубиную роль миссионерам не удалось, вышло всё несколько не так, как, очевидно, предполагалось. В своих поисках спасаемых душ они наткнулись на семью М., мать и несовершеннолетнюю дочь. Семья не самая зажиточная, да к тому же у матери есть слабость к спиртному. Мать и дочь пригласили в дом, где поселились миссионеры, напоили чаем, предложили провести некий религиозный обряд, направленный на «спасение во Христе». Когда женщина заявила, что она – мусульманка, слушать её особенно не стали, и обряд всё-таки провели. И над ней, и над её несовершеннолетней дочерью. Впоследствии М. рассказывала мне:
- Возложили мне руки на плечо и на голову. Дочь ещё раньше от меня отделили и с ней делали то же самое. В момент возложения рук со мной что-то произошло, я стала сама не своя. Ничего не понимала и противиться не могла. После этого обряда я болела целую неделю. Чувствовала себя плохо, угнетённо.
Это – утверждение реального человека, записанное на диктофон, сделанное в присутствии свидетеля, жителя Успенки. А теперь вернёмся к тому, что говорится в прессе о методах работы миссионеров Церкви «Благодать». В уже упомянутом материале «Казахстанской правды» говорится: «Согласно учению «Grace-Благодать» при особом способе молитвы на человека нисходит святой дух. Чтобы добиться этого, лидеры секты используют оккультно-магические практики воздействия на человека, приёмы массового гипноза и контролирования сознания, приводящие присутствующих к многочасовой массовой истерии. Для достижения максимального эффекта пасторы используют психотропные вещества. В 2007 году были выявлены факты хранения в церковных приютах таких веществ. В результате таких «отношений с Богом» человек не контролирует себя, а зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Впадает в длительную депрессию, если что-то мешает ему поддерживать эту «связь с Богом». Депрессия нередко заканчивается попыткой самоубийства или психиатрической больницей. Подобные факты отмечены в Караганде (где расположен один из двух центров секты) и в Таразе, сейчас они проверяются правоохранительными органами».
От «Благодати» — бегством
Не берусь утверждать, что к матери и дочери М. применялись такие методики, поскольку доказать это невозможно. И от чего стало плохо матери – от выпитого ли в гостях у миссионеров чая или по какой другой причине, сейчас тоже сказать трудно. Неопровержимо другое – после такого «очищения» несовершеннолетняя дочь, по словам матери, совсем отбилась от рук. Каждую свободную минуту убегала к миссионерам, говорила странные вещи, совсем не свойственные ей до этого. Кстати, односельчане заметили перемены и в поведении другого человека, контактировавшего с миссионерами «Благодати», сожителя приютившей их женщины. Ранее не чуравшийся выпивки, мужчина стал значительно сдержанней,что само по себе, вроде, хорошо, но вот только был необычно угрюм, и глаза, по словам сельчан, были совсем больными. Его «прозрение» кончилось неожиданно – выпив, он просто выгнал злополучных служителей «Благодати» из дома сожительницы. В чём ему в немалой мере способствовала и её родственница.
А дальше началась просто детективная история. Та самая М., которую без её согласия вместе с дочерью пытались приобщить к «истинной религии», подала заявление в районную прокуратуру,в которой уже находился материал проверки ОВД Успенского района по факту осуществления незаконной миссионерской деятельности представителями миссии «Благодать». Прокуратура инициировала административное дело, которое было передано в суд. И тут начались чудеса – дав показания в суде, признанные потерпевшими мать и дочь неожиданно исчезают. Как выяснилось впоследствии, не очень далеко – в город Аксу. Уже после своего возвращения мать и дочь рассказывали мне, что их по отдельности посадили в машину, увезли в Аксу, где держали взаперти в каком-то частном доме. Давали еду, обращались нормально, но держали под замком. В конце концов, воспользовавшись отлучкой своих тюремщиков, мать и дочь вылезли в форточку и бежали.
На них пробовали оказать давление. Вообще, пытались повлиять на ход судебного процесса. Пострадавшую М. вынудили написать заявление о том, что помощник участкового якобы избивал её и её дочь. Этим заявлением шантажировали полицейского, чтобы помешать ему дать правдивые показания в суде. Однако всё это не имело особого эффекта. М. созналась в облыжности обвинения в адрес помощника участкового, выдвинутого под принуждением, а суд вынес справедливое решение, основанное на действующем законодательстве. Поразителен ещё один факт, о котором рассказала М.: после оглашения приговора женщина, представившаяся адвокатом миссии «Благодать свет любви» (так полностью именовали себя миссионеры) и бывшая её законным представителем в суде, публично проклинала пострадавших, грозя божьими карами не только им самим, но и их потомкам. Весьма странное поведение для адвоката, не так ли?
И последнее. После того, как миссионеры покинули негостеприимную для них Успенку, в холодной по причине лета печке их временного жилья обнаружили разорванные в клочья списки жителей Успенского и Майского районов, те самые, что составляли девушки «из благотворительного фонда». Вместе со списками обнаружились и клочки рекомендаций о том, как правильно «работать» с людьми разных возрастных категорий и социальных групп, начиная с грудных (!) детей, как лучше всего на них воздействовать.
Спасите наши души
Побывав в Успенке, я встретилась с местными служителями культа. Оба они, и отец Виктор Димитриченко, иерей церкви Успенья Божьей Матери, и имам мечети Урык Керимхан Оразов, единодушно говорили о том, что их прихожане возмущены действиями самочинных миссионеров. И что подобные действия, идущие вразрез с действующим законодательством, недопустимы для официально признанной религии. Оба священнослужителя предостерегают своих прихожан: нельзя верить пришлым проповедникам, сулящим поголовное спасение всем и одновременно требующим отказа от веры отцов. К примеру, среди миссионеров было двое казахов, которые, презрев ислам, пытались обращать людей в какое-то специфическое христианство.
Кстати, имам Оразов заметил – уже после отъезда неудачливых миссионеров мусульмане рассказывали ему, что в райцентр привезли духовную литературу на казахском языке, бесплатно раздавали жителям. Что это была за литература, имам не знает, поскольку мусульмане, боясь греха, брать эти книги не стали. Однако, следуя логике, разумно предположить, что литература эта весьма далека от целей и задач ислама, ибо в противном случае её легко можно было бы распространять через мечеть.
Миссионерская история в Успенке окончилась провалом миссии. Благодаря бдительности сельчан и своевременным действиям местной власти заокеанской «Благодати» не удалось за-крепиться в районе, не удалось набрать десять адептов для регистрации религиозного объединения, не удалось основать ещё одну точку религиозного «сетевого маркетинга». Тем не менее это не значит, что подобных попыток больше не будет вообще. Как писала «Казахстанская правда», обосновавшаяся в Казахстане религиозная организация «Grace-Благодать-Рақым» получает значительную финансовую помощь из США и Южной Кореи, кроме того, проповедь отказа от «заклятого» также приносит секте немалый доход. С адептов собирается и «церковная десятина» - десять процентов всех доходов, собирается добровольно-принудительно. Пожертвования верующих стекаются в два центра, в Алматы и в Караганде, далее их следы теряются. Кого и зачем содержат адепты «Благодати», на какие цели идут их заработанные деньги? В нашей стране известны скандальные факты, когда проповедники «Благодати» расспрашивали людей о секретных военных объектах, имеется даже уголовное дело по обвинению функционера секты в шпионаже. Нелице-приятно с точки зрения законов нашей страны выглядит и вовлечение в секту детей без согласия родителей. Подобные случаи зарегистрированы в разных городах страны, в том числе и у нас в Павлодаре (руководитель клуба спортивного танца «Престиж» осуждён за это к двум годам лишения свободы с запретом преподавательской деятельности).
Всё это наводит на очень простые вопросы – почему секта, не считающаяся с законодательством страны, столь уверенно чувствует себя в Казахстане? Да, наша Конституция защищает свободу вероисповедания, и это прекрасно. Но разве она же не защищает права наших сограждан и их детей – права на ясный разум и осознанный выбор конфессии?
Для справки: автор этой публикации не придерживается никакого вероучения.
М. РОЗЕН.
Павлодар-Успенка-Павлодар.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |