• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕРСТ СУДЬБЫ

ПЕРСТ СУДЬБЫСреди сотен и сотен профессий на земле есть одна, которую я и мои коллеги выбрали на всю жизнь. Это Журналистика. Творческая, интересная, беспокойная, нервозатратная ….
Судьба свела меня с газетой «Путь Ленина» в 1972 году. В первые годы мне очень помогали и поддерживали тогдашний ответсекретарь Владимир Геннадьевич Цой, заместители редактора Евгений Федорович Дмитриев и Евгений Харитонович Хан. Всегда, где надо, исправят, подскажут и посоветуют, как сделать так, чтобы материал получился, что называется, без сучка и задоринки.
Редакция газеты тогда находилась в старом одноэтажном здании, что по улице Карла Маркса (ныне улица Айтеке би). Здесь также располагались редакция газеты «Ленин жолы» (ныне «Сыр бойы») и республиканская корейская
газета.
За четыре десятилетия работы в областной газете «Путь Ленина», которая в 1991-м была переименована в «Кызылординские вести», было все: и радость творчества, и разочарования от неудач.
Во времена высокой печати, помню, в типографию засылались оригиналы, набранные на пишущих машинках, и я видела часть огромной работы над текстом в виде правок заведующего отделом и ответсекретаря, редактора и его заместителей. По сей день помню, когда я работала в отделе местных советов, мой заведующий, немногословный Абдрашит Сатыбалдиев, прочитав очередной материал, сказал, что надо брать «быка за рога», а «не переливать из пустого в порожнее», и вернул на доработку. А когда я принесла ему тщательно доработанный материал, он одобрительно кивнул.
А Евгений Федорович Дмитриев, заместитель редактора (кстати, с него начиналось немало журналистских биографий), очень тактично и аккуратно приводил в порядок мои материалы. И именно Евгений Федорович помог мне справиться со многими проблемами начинающего журналиста.
Проходили годы, набиралась опыта, оттачивалось журналистское перо, и это не могло не заметить руководство газеты. Поступала на работу стажером-литсотрудником и прошла все ступени журналистики: от младшего корреспондента до ответственного секретаря,  заместителя главного редактора. За эти годы мне посчастливилось работать вместе с редакторами Маратом Филипповичем Когутом, Евгением Харитоновичем Ханом, Георгием Ильичом Голубевым, Петром Григорьевичем Калюжным, Владимиром Филипповичем Ли, Игорем Викторовичем Корниловым, Жарылкасыном Иманбердиевым, Тимуром Равильевичем Касымовым. И я благодарна судьбе, что в нашей журналистской среде всегда царила атмосфера взаимовыручки, взаимопонимания и доброты.
В те далекие уже годы мы порой дневали и ночевали во время дежурств в типографии. Часто в составе рейдовых бригад во время уборки риса или зимовки скота ездили по полям и фермам с моими добрыми коллегами Энтой Вульфовной Гуревич, Валентиной Сергеевной Барановой, Юрием Николае-
вичем Соломатиным, Русланом Щербаковым, Тамарой Митрошкиной, Рахимой Келмагамбетовой, Санином Дюновичем Кимом, Игорем Титенком. На редакционных летучках вместе обсуждали новые темы, предлагали интересные рубрики.
Однажды  с Игорем Титенком отправились в командировку в Шиелийский район, а там был у нас собкор Юрий Николаевич Соломатин. Целый день под жарким знойным солнцем ездили втроем по бригадам, останавливались на полевых станах. И лишь поздно ночью приехали в райцентр, ну, и конечно же,
остановились у Юрия Николаевича. Задание редактор дал жесткое – чтобы из командировки приехали уже с готовым рейдовым
материалом.
Гостеприимная супруга Юрия Николаевича засуетилась, накрывая на стол. Вдоволь покушав вкуснятины, мы поднялись на сеновал и корпели над материалом до утра.  А утречком первым рейсовым автобусом мы прибыли в редакцию с готовым материалом.
Хотелось бы рассказать о курьезе во время одной из командировок в совхоз «Первомайский» (ныне Сулутобе). То было время заготовки сена, и,  естественно, нужно было осветить эту тему. Приехав в аул, я зашла к секретарю парткома, ознакомилась с графиком работы и попросила довезти меня до пятой бригады, которая в сводке занимала последнюю позицию.
– У меня машины нет, довезти не смогу, – насупившись, пробормотал парторг.
Тогда я отправилась  в совхозный гараж. Здесь встретила председателя профкома, который с трудом нашел грузовик. Вместе с ним направились в сторону пятой бригады. Но не успели отъехать по пыльной проселочной дороге километра два от центральной усадьбы, как грузовик заглох.
– Все, приехали, можете возвращаться назад, – раздраженно сказал шофер. И мне ничего не оставалось, как пешком идти до трассы. Уже вечерело, я долго шлепала по пыльной сельской дороге, а до дома доехала на попутке уже заполночь.
Наутро, минуя редакцию, я проехала до Тасбогета (тогда он был районным центром Сырдарьинского района). В райкоме партии первого секретаря не оказалось на месте. И я прямиком прошла в кабинет второго секретаря Мади Абдраманова. Коротко изложив суть визита, я попросила оказать содействие в том, чтобы доехать до пятой бригады сов-
хоза «Первомайский». Секретарь позвонил в райсельхозуправление, районный комитет народного контроля, и  в течение пяти минут была  машина. А в совхозе «Первомайский» в своем кабинете нашего приезда ожидал директор хозяйства. Кстати, вместе мы  и по-
ехали  в эту злополучную пятую бригаду. Выехали часов в одиннадцать дня и лишь к трем часам подъехали к одинокой юрте, что расположилась у небольшого озера. Остановились на полчасика, чтобы утолить жажду. И снова в путь, но уже не на директорском УАЗике, а верхом на лошади.
Ко мне подвели красивую белую лошадку, я подошла к ней с правой стороны. Директор ухмыльнулся:
– Вы что, не знаете, с какой стороны садятся на лошадь?
– Я впервые в жизни сажусь, – ответила я.
– Нужно садиться слева.
Три часа пришлось верхом добираться до бригады. Вначале было страшновато, но затем я приноровилась к животному и уже заправски держала поводья. В общем,  добрались до пятой бригады, обошли поля, поговорили с механизаторами, которые ремонтировали сломанную технику. И тут к нам подошел  местный чабан лет сорока.
– Доченька, я слышал, что вы из газеты, из области, – сказал он хрипловатым голосом. – Так вот, три месяца, как находимся мы здесь, на жайляу, и никому до нас нет дела. Даже воду не привозят, пьем из этой вот лужи, куда на водопой приходят коровы и овцы чабанов. Вот на днях привезли эту цистерну из-под  бензина, чтобы воду налить. Как работать нам в таких условиях, когда начальство не заботится о нас?
Оказалось, что здесь находится летнее пастбище совхоза «Айдарлинский».
До центральной усадьбы «Первомайского» доехали часа в два ночи. Естественно, пришлось заночевать здесь, а на следующий день спозаранку снова в путь – в город.
В половине восьмого утра я была в редакции, села и начала строчить. Материал вышел в следующем номере под заголовком «Ни шатко, ни валко», а в выпуске «Пятый угол» под заголовком «Пахнет бензином» появилась и критическая корреспонденция. В то время очень жестко реагировали на газетные публикации, обязательно присылали ответы в редакцию. И как результат этих публикаций – строгий выговор руководителю «Айдарлинского», снятие с должности главного зоотехника.  Думаю, если бы и сейчас так реагировали на критические выступления газеты, глядишь,  порядка вокруг было бы больше.        
Каждая поездка, каждая встреча, общение с людьми наполняли мою жизнь новой творческой энергией. И вспоминая годы своей работы в газете, взвешивая все «за» и «против»,  прихожу к выводу: «перст судьбы» сработал вовремя, и если бы все начать сначала, я бы, не раздумывая, выбрала, как поется в песне, «…беспокойные хлопоты эти», то есть трудную, беспокойную, но интересную работу Журналиста.
                            Пайзуллахон АЮПКЫЗЫ.
31-10-2014 31 октябрь 2014 г. 0 0