• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЫХОДЯ, ВКЛЮЧИТЕ СВЕТ

Игорь ТИТЕНОК
В феврале прошлого года  постановлением Правительства был утвержден «Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013-2015 годы». В прошлый вторник Правительство опять рассмотрело «Комплексный план…», но уже на 2014-2015 годы. О последнем документе, скорее всего, также быстро забыли, бы если б не завораживающая цифра — 1,1 триллиона тенге. Именно такой объем оборота теневой экономики может «засветиться», если будет реализован  Комплексный план на 2014-2015 годы, сказал министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, докладывая Правительству.
Самое  интересное, что в этой цифре ничего фантастического нет. Министерство экономики и бюджетного планирования в своих расчетах исходит из официальных данных Агентства РК по  стати¬стике, которые  говорят, что уровень скрытой и неформальной экономики у нас колеблется от 19,5 до 20,1 процента  ВВП страны. Причем и министр, и его подчиненные не формируют несбыточных задач – осветить всю теневую экономику. Это несбыточный вариант. По данным Всемирного банка, в развитых странах мира в тени 10-15 процентов ВВП, в государствах с переходной экономикой – 23-28,7, а в развивающихся — 40-45 процентов. Наше  министерство исходит из того, что Казахстан находится между развитыми и переходными странами, ближе к первым. Наш ВВП в прошлом году составил 36,6 триллиона тенге. По нашим  статданным выходит, что «тень» страны «весит» порядка 7,2 триллиона тенге, а мы собираемся за пару лет «осветить» лишь 1,1 триллиона тенге оборота теневой экономики. Как видно из этого расклада, «Комплексный план…» вполне взвешенный. Если же исходить из оценок объемов теневой экономики Казахстана, сделанных Всемирным банком (это 40,1 процента ВВП), то выходит, что наш план — это сокращение теневого оборота экономики страны за два года всего на 7,5 процента. То есть по любому варианту задача для страны вполне выполнимая и ох  как необходимая.
Не будем в этой публикации говорить про всю страну – к общим данным пришлось прибегнуть из-за отсутствия каких-либо региональных сведений по этой проблеме. Как бы там ни было, но вклад нашей области в случае успешной реализации «Комплексного плана…» — это вывод из «тени» экономики с оборотом 55-60 миллиардов в год. По доходам в бюджет, учитывая все виды налога, и подоходный в том числе, это может составить 15-20 миллиардов тенге в год. Для сравнения: швейная фабрика среднего бизнеса отчисляет в бюджет в год 25-30 миллионов тенге.
Другими словами, даже незначительное осветление экономики региона может дать значительно больший эффект, чем строительство нескольких десятков промышленных предприятий средней руки. В этом сравнении нет призыва отложить новые проекты и все силы и средства кинуть на борьбу с теневой экономикой. Приведенные расчеты говорят лишь об одном – мы все теряем неоправданно много, смирившись с неформальной и скрытой экономикой. Практически каждый из нас ежедневно имеет дело  с этой стороной жизни и, что самое печальное, не видит в этом ничего предосудительного. В моем доме из восьмидесяти квартир десять однокомнатных. И все они сдаются в наем. Это, извините за выражение, геморрой для жильцов остальных семидесяти квартир. Потому что арендаторам чужды наши попытки обустроить свой дом. Для примера: хотя бы скинуться на протраву комаров – квартиранты всегда в отказе, а хозяева квартир здесь не живут, и комары их не кусают. Абсолютно все вокруг, включая КСК, участкового полицейского, знают, что сдача жилья в аренду без соответствующего документального оформления – это теневой бизнес.
Черный маклер этого рынка утверждает, ссылаясь на свой десятилетний опыт, что в Кызылорде в долговременном найме (месяц и больше) «крутится» не менее трех тысяч квартир. Не менее двухсот жилых помещений сдается в почасовой наем, способствуя расцвету еще одного теневого бизнеса – проституции.
Еще одна бездонная ниша для теневого бизнеса – это бесчековая торговля. В развитых странах розничный товарооборот  скоро накроет безналичный расчет (карточками, чеками, смартфонами), а бесчековая эра и вовсе закончилась четверть века назад. У нас же в Кызылорде несколько тысяч торговых точек, ресторанов, кафе, бань, парикмахерских, мастерских, бюро, которые предлагают товары и услуги, и среди них едва наберется полсотни, где можно расплатиться кредитной  карточкой. Причем почти все предприятия в коротком списке – это филиалы алматинских или, скажем так, всеказахстанских фирм («Сулпак», «Технодом», бутики в ТЦ «Жибек жолы», S’mall).
Пока большая часть розничного товарооборота не станет цивильной, теневая экономика у нас будет  процветать. Конечно, выдавливание её на свет исключительно силовыми методами (принуждением, штрафами, исками, конфискацией) желае-мого результата не принесет. Нужно создавать для бизнеса такие  условия, чтобы на свету он себя чувствовал лучше, чем в тени. Выходя из теневой экономики, надо включить свет реальных стимулов для бизнеса. С этим у нас пока тоже не очень.
…В декабре поздравлял своего друга с тем, что  Градостроительный совет утвердил его проект. В марте он планировал начать стройку, но пока не может… даже заказать проект – нет решения по отводу земли. Не так ли формируется теневая экономика?
№37 от 18 марта 2014 18 март 2014 г. 0 0