Мира ЖАКИБАЕВА
С давних времен конь для казаха – его душа, богатство, гордость. Есть древняя легенда о том, как кочевникам боги подарили коня. На рассвете поднялся сильный ветер, поднял большой столб песка, из которого появилась лошадь. Она тут же бросилась к людям, сумевшим обуздать ее. До сих пор многие казахские обычаи связаны с конем. Поэтому в Наурыз без быстрых, как ветер тулпаров, не обойдется.
Чтобы больше узнать о лошадях, я отправилась на ипподром.Он сейчас находится на дачном участке «Эдельвейс». Туда поехала с главным тренером ДЮСШ Жарылкасыном Тлепбергеновым. По дороге он рассказал, что в конном спорте уже тридцать лет. В 1971 году после окончания Алма-Атинского зооветеринарного института вернулся в родной аул Амангельды Сырдарьинского района. Заведовал там фермой, а потом его пригласили работать на ипподром.
Сейчас здесь десять лошадей двух пород – казахской жабы и кавказ-ской.Территорию в полтора гектара арендуют у частного лица, поскольку несколько лет назад городской ипподром закрыли. В 2014 году должен заработать новый, и тогда школа перекочует туда. Пока же тренер продолжает работать с наездниками здесь. На тренировки приходят дети и взрослые, обучение бесплатное, поскольку это государственная спортивная школа. Правда, раньше в конную секцию приходило по 50-60 наездников, а сейчас только 12 – у многих нет возможности добираться до «Эдельвейса». Интерес к лошадям с каждым годом возрастает – появилось немало частников, которые покупают породистых лошадей. Необъезженный скакун стоит примерно 3 тысячи долларов, а побеждавший на скачках –от 10 тысяч и выше.
Многих лошадей на ипподроме готовят для кокпара–национальной казахской игры.
–Участвуем в республиканских соревнованиях, не один раз занимали призовые места, –говорит трёхкратный бронзовый призер по кокпару Жарылкасын Алмагамбетов. –Вот этого жеребца по кличке «Жанакорган каска» не один раз возили на соревнования. Есть еще кавказский конь по кличке «Нуржан», ему 11 лет, но для скакуна это не возраст – он может еще несколько лет участвовать в игре.
У кызылординца Тахира Алимова несколько лошадей английской породы. Любовь к ним ему передалась от отца –Тойчи Алимова, который в советское время первым в Кызылорде завел породистую лошадь. В их доме всегда было по пять-шесть лошадей разных пород–арабские и ахалтекинские скакуны, английские, кабардинские и черкесские кони.Отец ездил за ними в разные города бывшего СССР–не жалел никаких денег на скакунов, покупал на аукционах в Минеральных Водах, привозил с конезавода со станции Луговая Жамбылской области, тяжеловесов доставлял из Воронежа.
–К нам в гости приезжала совет-ская спортсменка, чемпионка и двукратный серебряный призёр Олимпийских игр, двукратная чемпионка мира по конному спорту Елена Петушкова, – вспоминает Тахир. – Отец рассказывал, что у нее был ахалтекинский скакун Абсент, на котором она выигрывала все соревнования, в последствии он купил внука этого знаменитого Абсента –скакуна Сардора. На каждый праздник, где устраивалась байга, отец выводил своих скакунов – на них выступали я и сестра Гуля, брат Батыр, и всегда мы занимали призовые места.
Как рассказывает мой собеседник, кони –это не только красивые скачки, а еще повседневный труд. Два раза в день нужно чистить конюшни, вовремя кормить и поить лошадей, прививать их от болезней. Сейчас в рационе лошадей –мед, яблоки, яйца, овес, а стоит это недешево, но чтобы кони были в порядке, нужны большие расходы. Несмотря на затраты, Тахир рассказывает, что у него немало приятелей-коневодов, которые содержат по несколько десятков чистопородных лошадей.
–Содержать лошадей – дорогое удовольствие, но продолжаю дело отца, не представляю своей жизни без них, – продолжает Тахир. – У меня три сына и дочь, сыновья уже уверенно держатся в седле и очень любят лошадей.Они помогают мне управляться с ними, с удовольствием кормят их, купают летом в речке. Надеюсь, что и они свою жизнь свяжут с этими прекрасными животными.
Фото автора.