• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО: ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ИСКУССТВО

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО: ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ИСКУССТВОИстоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии.
Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, уйсуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, кереев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов в позднее время. В XIII веке добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена. В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.
Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков.
Основной формой хозяйственной деятельности казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов –
скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.
Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние – кыстау, весенние – коктеу, летние – джайляу, осенние – кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев.
Жилищем скотоводов была юр-
та – удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге – решетки из тальника, звенья которых – канат (от 4 до 12) – составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья – уык, венчает юрту шанырак – деревянный круг для прохода света и дыма.
У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.
Казахи занимались также и земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыс, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки – жатаки. Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо.
Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыганак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV-XV веков, является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей.
Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Туркестан, Отырар и другие, всего более 20. В городах Отырар, Сыганак, Сузак в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме – 7560, Туркестане –
9180, Сауране – 11000.  Всего городское население достигало 70 тысяч человек. Города имели поквартальную застройку. Размер кварталов был от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования – мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенге.
Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.
Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич – уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляла в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек.
Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама – оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул – батыр.
В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль – лунный цветок, жулдыз-гуль –
звездный цветок, шыккан кун – восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал муюз – рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий – небо, красный – солнце, огонь; белый – истина, радость, счастье; желтый – разлука, печаль; черный – символ земли; зеленый – молодость, весна.
Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки – байге, борьба – курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла – кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами – состязанием акынов импровизаторов.
Важное место отводилось празднованию нового года – Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия – 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо – наурыз-коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.)
Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие.  
В XVI-XVII веках казахи официально исповедовали ислам.   Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба – Тенгри. Казахи почитали духов, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.
В XVI-XVII веках в Казахском ханстве развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев. В XV веке жил и творил, по словам Ч.Валиханова, «кочевой философ» Асан-кайгы, Асан-печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».
Казахи использовали арабский алфавит, образование носило в основном религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии –  шежире. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-тауарих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги  Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.
В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство: вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы, струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения –
кюи на разные темы.
В период позднего средневековья в XVI-XVII веках сложились и закрепились главные элементы духовной и материальной  культуры казахов, которые прошли испытание временем и дошли до потомков современных казахов.
Амангельды ЖАНБАТЫР,
старший преподаватель кафедры философии и культурологии
Кызылординского государственного университета им. Коркыта-ата,
магистр гуманитарных наук.
4-4-2015 04 апрель 2015 г. 0 0