• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МЫ ПОМНИМ ГЕРОЕВ

МЫ ПОМНИМ ГЕРОЕВБогенбай, Кабанбай, Бауыржан, Талгат! Они сегодня в сердцах у большинства из нас. К этим именам не надо дописывать их фамилии. Совершив бессмертные подвиги на небе и на земле ради своей Отчизны, они золотыми буквами вписали свои имена в историю нашей страны.
И сегодня накануне праздников — Дня защитника Отечества и Дня Победы беру на себя смелость рядом с великими воинами поставить имена трех сыновей Казахстана, а именно братьев Бозжановых. Дорогой читатель, чтобы не отнимать у Вас много времени, я остановлюсь на судьбе младшего из них — Жолмухамбете (Жолтае) Бозжанове.
Не велика ли честь, могут сказать некоторые? Где Богенбай и Бауыржан, а где Бозжановы? Говорю нет, потому что на поле брани перед смертью равны и генерал, и рядовой. Это не спорт, где есть градация – чемпион, призер и т.д. Подвиг нельзя измерить, взвесить на весах.
В начале мая 1972 года накануне Дня Победы мне, студенту 2-го курса КазПТИ, посчастливилось вместе с другими сокурсниками встретиться с Маликом Габдулиным.
Навсегда запомнил вопрос одного из нас прославленному политруку Панфиловской дивизии: «Героизм. Что это?» Мы приняли бы любой ответ от Героя Советского Союза, академика. Но когда после небольшой пау-зы Малик ага сказал, что героизм – это Бауке, весь зал с аплодисментами встал с места. А ведь тогда Б.Момышулы еще не был Героем Советского Союза, хотя в годы войны был представлен к вышей награде страны.
Бауыржан Момышулы в своей книге «За нами Москва», а также в своих размышлениях с Азилханом Нуршаиховым (роман-диалог «Истина и легенда») настоящими героями называет многих своих бойцов и в первую очередь Жолмухамбета (Жолтая) Бозжанова.
М. Габдулин поставил выше себя воинские доблести Б.Момышулы, а Бауке, в свою очередь, пишет о величии подвига Жолтая. Два Героя Советского Союза говорят так не потому, что у казахов есть пословица: «Болатын ел бірін-бірі батыр дейді...», а оценивают подвиги своих современников по «гамбургскому счету»!
27 миллионов жизней унесла самая страшная война в истории человечества. Немыслимая цифра, трудно укладывающаяся в голове. Но когда узнаешь, что из небольшого аула (ныне Мадениет Жалагашского района) не вернулись с войны 1538 земляков моего отца, начинаешь понимать истинный масштаб трагедии советского народа.
И один из 27 миллионов – лейтенант Жолмухамбет (Жолтай) Бозжанов, ротный политрук знаменитой Панфиловской дивизии. Он родился первого мая 1917 года в Костанайской области. После окончания в 1935 году ФЗУ при Алматинском хлопчатобумажном комбинате поступил в пединститут в городе Алматы, оттуда в 1938 году призван в ряды Красной Армии. Участник финской военной кампании, за мужество и героизм награжден медалью «За боевые заслуги».
С апреля 1941 года – ответственный работник ЦК комсомола республики, а в августе 1941 года вновь призван в армию, в формировавшуюся в Алматы 316-ю стрелковую дивизию. 15 октября 1941 года дивизия вступила в ожесточенные бои под Москвой. За массовый героизм, мужество личного состава и высокое воинское мастерство 18 ноября 1941 года дивизия стала 8-й гвардейской, а 23 ноября за успешные действия в ходе боев за Москву дивизия была удостоена имени своего комдива – Панфиловская.
В истории Красной Армии только две дивизии получили имена своих командиров. Первая – 25-я стрелковая дивизия имени Василия Ивановича Чапаева.
Генерал-полковник Эрик Гёпнер, командовавший четвертой танковой группой гитлеровцев, чьи ударные силы потерпели поражение в боях с 8-й гвардейской стрелковой дивизией, называет ее в своих донесениях командующему группой «Центр» Фридриху фон Боку – «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
Особенно тяжелые бои шли у деревни Крюково. Заведующий кафедрой истории КазПИ имени Абая, кандидат исторических наук А.Кузнецов, офицер, ветеран Панфиловской дивизии в своей книге «Герои не умирают» (Казгосиздат, 1963 год) пишет: «Немецкое
командование напрягло все усилия, чтобы взять деревню Крюково. Но все попытки его были тщетны. Панфиловцы стояли насмерть. На одном участке обороны немцы силами танков и автоматчиков повели наступление на наши подразделения. Солдаты знали, что танки, разрушив часть окопов, постреляют и уйдут, но за ними обычно шла пехота. И тогда приступила к делу рота пулеметчиков, которой командовал Жолмухамбет Бозжанов.
Но гитлеровцы вновь смыкали поредевшие цепи и приближались к окопам. Панфиловцы вступили в ожесточенный рукопашный бой. У траншеи валялись сотни фашистов. Но и многие наши погибли. Среди них был и всеми любимый командир пулеметной роты Жолмухамбет Бозжанов. За подвиг он был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Может, именно взводу Ж. Бозжанова поэт С. Островой и композитор М. Фрадкин посвятили песню «У деревни Крюково погибает взвод».
Шел в атаку яростный
Сорок первый год.
У деревни Крюково
Погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат…
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат…
Лейтенант израненный
Прокричал «Вперёд!».
У деревни Крюкова
Погибает взвод…
«Смерть в бою не сложна… Война не считается с человеческими жизнями. В бою теряешь одного за другим. Вечный покой в подмосковной земле нашел отважный командир роты Краев, смелый воин и чуткий человек, мой адъютант Сулима, храбрый политрук Бозжанов, который за сутки до своей гибели отказался идти в госпиталь, говоря: «В такой обстановке не хочется расставаться с товарищами…».
Тяжело описывать их гибель. Я до сих пор не верю, что их нет. Они для меня живы. Это не слова, это – мое неутешное молчаливое горе. Да, они для меня до сих пор живы!...» – писал Б. Момышулы.
Именно за сутки до смерти Жолмухамбет передал свою тетрадь комбату, где записывал высказывания, поговорки своего командира. Много лет спустя эти крылатые слова Б.Момышулы страна увидит на многочисленных билбордах по всему Казахстану.
Он прожил всего двадцать четыре года, смерть отняла будущих детей с красавицей Аклимой. А она, узнав о гибели любимого Жолтая, спустя полгода сама сгорела от горя, не доставшись никому…
В 1966 году в дни, когда торжественно отмечалось 25-летие разгрома фашистских полчищ под Москвой, было решено перенести останки одного из безымянных защитников в город и похоронить под сенью Александровского сада рядом с Кремлем. 3 декабря 1966 года в сопровождении почётного эскорта мотоциклистов был привезен из-под деревни Крюково на пушечном лафете прах безымянного героя. Почему из-под Крюково? Ведь все Подмосковье было полем брани. Почему второй секретарь ЦК КПСС, главный идеолог страны М.А. Суслов и генерал армии начальник Главного политического управления Советской армии А.А. Епишев приняли решение – только из Крюково!?
В конце концов, они не родственники генерала Панфилова, и родились они в других местах (Саратов и Астрахань ), а не в деревне Крюково.
А выбор на Крюково пал из-за того, что даже на фоне всех ожесточенных боев в битве за Москву бой за Крюково стоял особняком. И именно там гвардейцы Панфилова показали образец стойкости и мужества, а рота Ж.Бозжанова стала той соломинкой, что сломала хребет фашистскому верблюду.
Сегодня могила Неизвестного солдата – это пост №1 в России. Каждый час 365 дней в году солдаты Кремлевского полка, сменяя друг друга, несут почетный караул.
71 год Великой Победе. Уже давно на пенсии те, кто появился на свет в победном сорок пятом. Выросло целое поколение, рожденное в суверенном Казахстане. И как им, молодым, объяснить величие подвига единого тогда народа? Ведь они смотрят снятые в последние годы в России художественные фильмы о войне, прекрасные, очень достоверные. Но есть одно «но». В некоторых лентах практически отсутствуют лица азиатской национальности. Может, кто-то хочет приватизировать Победу?
И на этот немой вопрос молодых: «А наши отцы и деды не были там?», есть ответ у поэта Олжаса Сулейменова:
«Родиною звали мы
Край, где рождены,
Там кизячные дымы,
Тополь у стены.
Как назвать страну берез,
Где мы встали в рост,
Не скрывая от огня
Ни крови, ни слез.
(«Безымянная высота», 1976 год.)
И там же:
«Безымянная высота
Почему – безымянная?
Тридцать – отдали ей навсегда
свои имена:
Четыре Ивана, три Петра, два Ахмеда,
Хамит и Саша,
Кирилл, Владимир, Исаак
И маленький санинструктор Агаша
Без вести павшие солдаты наши…»
Это была одна победа на всех. И за ценой не постояли. И поэтому на торжественном параде в Москве в честь 70-летия Победы по Красной площади торжественным маршем прошагал сводный батальон Вооруженных сил Республики Казахстан.
Мне кажется, что в том строю вместе с молодыми воинами шагали и те казахстанцы, кто ковал эту Победу и не дожил до нее.
И сегодня кызылординцы отдают почести славным сыновьям степи, братьям Бозжановым. Две улицы, одна – в областном центре, вторая – в поселке Теренозек, впредь будут носить имя братьев Бозжановых.
Почему кызылординская земля чествует героев, рожденных в Костанайской области? Казахи говорят: «Батыр ортақ». Есть и еще одна причина. Дед Ж.Бозжанова – знаменитый в степи Бозжан би большую часть своей жизни провел на земле Сыра. Современник отца Абая Кунанбая Бозжан би отличался острым умом, красноречием, прекрасно знал обычаи степи и умело этим пользовался, отстаивая интересы простых сограждан. Его дела, поступки и изречения до сих пор в памяти казахского народа.
Только один эпизод из богатой биографии Бозжана би Найманулы. На главном событии большого праздника у подножия Шынгыстау, а именно на аламан-байге, первым к финишу пришел жеребец Бозжана. Сильно разочарованный ага-султан Кунанбай, смотревший вместе с другими биями с вершины холма за победным финишем другого коня, а не своего скакуна, захотел посмотреть на победителя. Увидев, что на один глаз скакун слепой, раздасованный Кунанбай во весь голос объявил: «Соқыр атқа бәйге жоқ!», отказываясь признавать заслуженную победу, при этом указывая на отсутствие одного глаза у лошади.
Все присутствующие понимали беззаконие, творимое ага-султаном. Но, зная характер Кунабая, промолчали. И только Бозжан би, поднявшись с места, произнес: «Соқыр ел басқарса, соқыр неге бәйге алмайды?» (Если одноглазый управляет краем, почему одноглазый не может быть победителем?!), упирая на бельмо на одном глазе самого Кунанбая.
Весь собравшийся народ по достоинству оценил слова и поступок Бозжана би, и, спустя время, главный приз по справедливости был передан хозяину жеребца.
Говорят, природа отдыхает на детях гениев. Может, и так. Но его внуки еще выше подняли имя своего деда героическими делами во славу Родины. Старший из Бозжановых Нурмухамбет в годы войны был председателем Президиума Верховного Совета КазССР и по совместительству – первым секретарем Алматинского обкома Компартии Казахстана. Его вклад в экономику Казахстана велик, особенно в годы войны, когда в кратчайшие сроки были запущены эвакуированные с запада предприятия. Тогда же были построены завод тяжелого машиностроения им. С.М. Кирова, филиал Академии наук, киностудия «Казахфильм». Знаменитый оружейник М.Т. Калашников первые свои изделия выпустил и провел их испытания в учебных мастерских Московского авационного института, в годы войны готовившего специалистов в Алматы. Средний Жармухамбет – фронтовик, кавалер двух боевых орденов. В сентябре 1943 года получил тяжелое ранение, ослеп. Несмотря на это, до самой пенсии проработал на ответственных должностях Казахского общества слепых.
Увековечив имена братьев Бозжановых, мы тем самым отдаем дань уважения всем фронтовикам, живым и мертвым, всем тем, кто принес мир на нашу землю.
«Никто не забыт, ничто не забыто» – эти строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, высеченные на гранитной стене главной аллеи Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге, уместны и здесь.
Светлая вам память!
Мухатдам СЕРИКБАЕВ.
4-5-2016 03 май 2016 г. 0 0