• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВМЕСТО СЕРДЦА – ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

Жанибек ИСАЕВ  
ВМЕСТО СЕРДЦА – ПЛАМЕННЫЙ  МОТОРВ редакцию «КВ» обратился житель аула Ширкейли Сырдарьинского района Хамза Кызылхожаев, учитель русского языка и литературы средней школы №129 имени А.Жамишева. Человек, собирающийся на днях на пенсию, считал своим долгом рассказать о своем дяде Жолдасбеке Нурымове, уверяя, что он, первый летчик-казах, участник Великой Отечественной войны,  незаслуженно забыт у себя на родине – Кызылорде.
Оговорюсь сразу, что перед тем, как взяться за эту тему, ознакомился с десятками газетных вырезок и воспоминаний, так или иначе касающихся Ж.Нурымова, которые публиковались в разные годы на страницах республиканских печатных изданий. Часть предоставил племянник фронтовика, часть – нашел на просторах Интернета. Самая старая из них датируется 1944 годом.
Итак, в февральскую стужу 1912 года в ауле №3 бывшего Теренозекского района (ныне аул им. Амангельды Сырдарьинского района) в семье  Нурыма родился сын Жолдасбек. Изначально у мальчика фамилия была Кызылкожаев – по имени отца Нурыма Кызылкожы, позже была изменена на Нурымов.
Жолдасбек рано осиротел, воспитывался у брата отца Калмухамеда, который часто брал его с собой во время поездок в Кызылорду. С младых ногтей мальчик отличался тягой к знаниям, ко всему новому. В 1918 году он впервые увидел в небе аэроплан. Летающая «птица» произвела на мальчика сильное впечатление, в нем загорелась мечта стать летчиком.  
Полтора года отучившись у местного муллы, он поступил в одну из школ города и начал постигать азы грамоты. К тому времени ему было восемь лет, а на календаре значился год 1920-й. В свободное от уроков время Жолдасбек часто ходил на железнодорожную станцию, чтобы увидеть паровозы, общался с людьми. Так постепенно он самостоятельно выучил русский язык.

ПУТЕВКА В НЕБО
В 1929 году кормилец семьи Калмухамед сильно заболел, и  Жолдасбек устроился на работу в железнодорожное депо по ремонту паровозов. Трудолюбивый и смышленый, он выполнял работу ответственно и вскоре был переведен в помощники машиниста, где также проявил себя с лучшей стороны.
В 1930 году постановлением Совета народных комиссаров СССР в стране образовалось Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота. Через год открылись школы по подготовке летчиков и техников в Батайске, Тамбове и Балашове. Услышав эту новость, Жолдасбек стал обивать пороги Кызылординского городского комитета комсомола в надежде получить направление на учебу. На помощь пришел коллектив железнодорожной станции, где он трудился. И в 1931 году парня зачислили в школу по подготовке летчиков гражданской авиации, которая находилась в Балашове. Мечта простого сельского парня летать в синем небе становилась реальностью.
В 1933-м состоялся первый выпуск молодых авиаторов. По рекомендации инспектора из Москвы, который проверял летные навыки выпускников, госкомиссия присвоила Ж.Нурымову квалификацию летчика второго класса. Приказом главного управления гражданской авиации СССР от 22 сентября 1933 года он был назначен летчиком-инструктором этого учебного заведения и остался здесь
работать.
В середине тридцатых годов у Ж.Нурымова появился шанс  возвратиться в Казахстан – в Алматы и Актобе создаются управления воздушного флота. Однако по различным причинам руководство не отпустило нашего земляка в родные края, вместо этого он был направлен в Западно-Сибирское управление гражданского флота в Новосибирск, где  еще больше отточил мастерство летчика.
Позже Ж.Нурымов был переведен в Пет¬ропавловск, где создавался новый 230-й авиационный отряд. Здесь летчик  встретил  свою будущую супругу Гулсим.
Первый материал о казахском летчике Ж.Нурымове с фотографией вышел в свет в газете «Пропеллер» 18 августа 1936 года и назывался «Нурумов — первый пилот-национал в нашем управлении». До войны Жолдасбек облетел страну вдоль и поперек, пользовался большим уважением начальства. В 1937 году удостоился Почетной грамоты Центрального исполкома Казахской АССР. В начале сороковых годов на груди летчика красовался знак «За 300000 километров полета». Намотать за короткое время столько километров  считалось большим
достижением.

«КРЫЛАТЫЙ  БЕК»
ВМЕСТО СЕРДЦА – ПЛАМЕННЫЙ  МОТОР22 июня 1941 года началась Великая Отечественная  война.   Ж.Нурымов   вступил в нее командиром военно-транспортного самолета в составе Юго-Западного фронта. До апреля 1942-го принимал участие в боях под Киевом, Харьковым,  Ворошиловградом, в обороне Сталинграда, позже был направлен на Волховскую линию.
Ж.Нурымова дважды ранило при выполнении боевых задач. Но он не терял самообладания, находил силы и продолжал воевать.
Участник Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, профессор Ибрахим Шамшат¬улы в мемуарах «Соқпақты өмір» следующим образом описывает первую встречу с кызылординским летчиком:
«…Был сентябрь 1943 года. Разгромив врага на Курско-Орловской дуге, Красная Армия двигалась на запад. Как-то будучи в наряде в штабе полка встретился с капитаном-казахом. Разговорились. На вопрос «откуда?» я ответил «из Кызылорды».
– Из какой местности?
– Из Кармакши.
– А я из «Тентек озека», – сказал офицер, подразумевая Теренозек.
После недолгой беседы летчик достал из нагрудного кармана маленькую коробочку с витаминами и несколько штук дал мне. Пилотам  в то время полагались витамины, поскольку они могли находиться в воздухе по 5-6 часов. Звали капитана Нурымов Жолдасбек. Своим грозным видом он напомнил мне Кобланды батыра.
Капитан Нурымов в то время был командиром отряда, а заодно летчиком-инструктором. То есть до выполнения  боевых задач тренировал молодых пилотов. Если не ошибаюсь, у него на груди висели 2-3 ордена. В эскадрильи ценили и любили Жолдасбека, в неформальной обстановке величали его по-свойски Беком».
В одном из боевых заданий Ж.Нурымов был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале в 1944 году его демобилизовали  из Красной Армии инвалидом II-й степени.  

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СТРОЙ
После демобилизации Ж.Нурымов в Кызылорду не попал. Тридцатитрехлетний крепкий парень не хотел мириться с инвалидностью, поставил цель во чтобы то ни стало  вернуться в авиа¬цию. По рекомендации врачей стал проходить реабилитационные курсы, делал  специальные упражнения и здоровье начало восстанавливаться. В конце 1945 года, успешно пройдя медицинскую комиссию в Москве, получил заключение о годности к полетам.  И 1 февраля 1946 года стал пилотом самолета ЛИ-2 авиаотряда №7, базировавшегося в Алматы.
С тех пор Ж.Нурымов не расставался со штурвалом самолета до 1952 года. Облетел всю страну, внес большой вклад в развитие отечественной авиации.  Но однажды старая рана дала о себе знать, и летчику пришлось прекратить полеты. Несколько лет кадровый авиатор работал диспетчером по регулированию воздушного движения в Шымкентском аэропорту.  Он  погиб на 54-м году жизни в марте 1966 года от рук уличных хулиганов. Печально, что так нелепо оборвалась жизнь человека, прошедшего войну. За свою жизнь опытный авиатор освоил более пятнадцати видов самолетов, налетал свыше 7783 часов.   
Ж.Нурымов похоронен в Шымкенте. Как сообщили в Шымкентском городском акимате, решением гормаслихата  от 30 июня 2008 года  его имя присвоено одной из улиц областного центра. Кроме того, в доме, где он жил, установлена памятная доска. А у нас о славном сыне земли Сыра Ж.Нурымове знает, возможно, только кто-то из старожилов, а широкая общественность не ведает.
Между тем о летчике-герое помнят, стараются увековечить память о нем в других регионах.  Например, как сказала  дочь  фронтовика Лаура Нурымова, в учебном центре академии гражданской авиации под Алматы есть именной самолет Ж.Нурымова.
Был ли Ж.Нурымов первым летчи¬ком-казахом? На этот вопрос нет однозначного ответа, хотя основания так считать есть. К примеру, член Союза писателей Казахстана Айтмухамбет Касымов в книге  «Дүниені дүр сілкіндірген 108 минөт» пишет, что в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 августа 1991 года первым казахом-летчиком назван  кызылординец Жолдасбек Нурымов. Но автор приводит свои аргументы в пользу уроженца Восточно-Казахстанской области Жакипбека Малдыбаева. Правда, высказывает мнение, что он — первый военный летчик, а Ж.Нурымов – первый гражданский летчик (оба окончили авиационную школу в 1933 году).
В материале «Пилот особого назначения», опубликованном в «Казахстанской правде» 4 августа 2014 года, Дос¬жан Нургалиев первым казахским авиа¬тором называет павлодарца Салыка Ахметова, обучившегося летному мастерству в Тамбове, хотя пишет, что он окончил авиационную школу в 1937 году. То есть получается на четыре года позже Ж.Нурымова.
Словом, варианты, как говорится, есть. Конечно, с полной уверенностью говорить, что Жолдасбек Нурымов – первый летчик-казах, нельзя. Но как бы то ни было, кызылординцы не должны забывать своего земляка. Его имя должно быть увековечено в истории нашего края.
Фото из семейного архива дочери Нурзии Нурымовой
4-6-2016 04 июнь 2016 г. 0 0