• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНАВ рамках реализации Плана нации «100 шагов» Президент РК Нурсултан Назарбаев во время своей инаугурации подтвердил, что Казахстан выходит на новый виток государственного строительства, сохраняя при этом приверженность курсу, обозначенному в Стратегии «Казахстан-2050», не теряя динамики развития, накопленных результатов реформ и опыта инноваций.
Программа «100 конкретных шагов» направлена на реализацию поставленных задач, раскрывающих потенциал развития Казахстана.
«100 шагов» — это 100 конкретных поручений Лидера нации, которые охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни общества, который содержит 100 детальных и практических решений, закладывающих основы поэтапной модернизации государства, экономики и общества. Пять институциональных реформ необходимы Казахстану, чтобы создавать и воспроизводить конкурентные преимущества нашей страны.
Все 5 реформ и каждый из 100 шагов предполагают опору на знания и передовые технологии, которые станут фундаментом модернизированного казахстанского общества, его интеллектуальной составляющей.
15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата. 19 шагов — это эффективные действия по модернизации судебной системы и работы правоохранительных органов. 50 шагов — это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев. 6 шагов — это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности, единства общества, развитие системы ценностей «Мәңгілік Ел». 10 шагов обеспечивают совершенствование механизмов работы «Открытого Правительства», прозрачности и под-отчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия.
В соответствии со вторым приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов по реформированию судебной системы, за реализацию которых отвечает Верховный суд.
Первое – это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции.
При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда.
Второе – это ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.
Поддержано предложение повысить до 30-ти лет возрастной ценз для кандидатов в судьи. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с учас-
тием в судопроизводстве. Это такие специальности как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты.
Срок стажировки магистрантов в судах будет увеличен до одного года. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года. Стажировка будет проводиться  на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.
Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок.
Третье – это выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде, и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.
Четвертое  – это усиление подотчетности судей. Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, а также расширяются возможности граждан по обжалованию  действий судьи в Судебное жюри. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы оценки профессионального уровня действующих судей по истечении первых пяти и десяти лет работы, а  также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде. Таким образом, это будут прямые инструменты проверки  профессионального уровня судей. Это делается в полном соответствии с принципом меритократии, который применяется в системе государственной службы.
Пятое – это внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке.
На сегодняшний день из 57 залов судебного заседания судов Кызыл-ординской области новыми системами аудио,-видеофиксации оснащены 22 зала, старым оборудованием аудио,- видеофиксации оснащены 19 залов. До конца 2015 года планируется оснастить еще 35 залов новым оборудованием, интегрированным электронным судопроизводством.  
В целях исключения приостановки записи или редактирования материалов аудио,- видеофиксации судьями и работниками судебной системы, проводится доработка программного обеспечения АВФ.
Интеграция системы АВФ со списком слушаний дел, размещенных на интернет-ресурсе, уже сейчас позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Также участники судебных заседаний посредством централизованной системы хранения данных смогут воспользоваться возможностью просмотра в режиме реального времени записей судебных заседаний, зайдя в Судебный кабинет.
Кроме того, в рамках АВФ планируется развивать возможность проведения дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференц-связи со следственными изоляторами и исправительными учреждениями. Применение дистанционных судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел без этапирования подсудимых лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы, посредством видеоконференцсвязи приведет к экономии бюджетных средств и исключению других рисков.
Шестое – это расширение области применения суда присяжных. В частности, законодательное определение категории уголовных дел, по кото-рым суд присяжных должен являться обязательным.
Прорабатываются вопросы расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей.
Седьмое – это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций. Это санкционирование осмотра, выемки, обыска и личного обыска.
В настоящее время следственный судья санкционирует восемь процессуальных действий. К полномочиям следственного судьи можно отнести санкционирование следственных действий. Он принимает решение о содержании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение, экстрадиционном аресте. Кроме того, судья уполномочен продлить сроки содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста. Другие его обязанности – применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора, и многое другое, отраженное в статье 55 Уголовно-процессуального кодекса.
Восьмое – это создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. В Верховном суде будет создана еще одна коллегия. На нее будет возложена функция по рассмотрению дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса (ГПК).
Девятое– это создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае.
В настоящее время Президентом страны уже подписан Указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра города Астаны. Этот суд будет иметь особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись  на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.
Десятое – это создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.
Одиннадцатое – это сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса, внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Обязательное участие прокурора сохранится только в следующих слу-чаях – по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи  массового нарушения трудовых, жилищных  прав граждан, споры с участием трудовых коллективов  и другие. Данные новации направлены на усиление  диспозитивности  гражданского судопроизводства.
Меры, принятые Главой государства по дальнейшему реформированию судебной системы, не только поднимут на новый уровень судебную защиту конституционных прав и свобод граждан нашей страны, но и качественно улучшат достигнутый за последние годы позитивный имидж судебной системы Казахстана.
Нурлан КАЙЫРБЕКОВ,
председатель Кызылординского
областного суда.
4-8-2015 03 август 2015 г. 0 0