• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОЧЕМУ ГОРЧИТ СЛАДКИЙ КОРЕНЬ

Игорь ТИТЕНОК
ПОЧЕМУ  ГОРЧИТ  СЛАДКИЙ  КОРЕНЬПосле того как несколько громких проектов (сборка планшетов в Актау, производство кремния и самолетов в Караганде, к сожалению, и так далее) бросили тень на форсированную индустриально-инновационную программу страны, отбор в нее новых кандидатов-проектов стал жестче, а главное, публичнее.
На заседании в Министерстве индустрии и новых технологий, которое вел первый вице- министр, каждый проект подвергался скрупулезному анализу сразу нескольких групп экспертов. Как результат, отказы о принятии в программу шли косяками. Перед нашей областью по алфавиту рассматривались проекты другой области. Из семи проектов пять были отклонены от льгот этой госпрограммы... Вот в такой, откровенно говоря, нервно-напряженной обстановке дошла очередь до проекта кызылординской компании «Бис-групп» по глубокой переработке корня солодки в Жалагашском районе.
Вице-министр обратился к экспертам, которые должны были просчитать экономическую составляющую проекта и дать свое заключение. И тут возникла парадоксальная ситуация: компания-заявитель  реализует проект за свои средства, плюс самостоятельно привлекла иностранного соинвестора-партнера,  значит, не нуждается в субсидированной ставке по кредиту (как и в самом кредите). Выходит,  по этой позиции министерству нет необходимости беспокоиться за бюджетные деньги, которые идут на субсидирование ставки по кредиту. Госпрограмма инновационной индустриализации предусматривает и другие рычаги поддержки достойных проектов: выделение площадей в индустриальных парках, подвод коммуникаций за счет государства, частичное обеспечение залога, преференции в сбыте готовой продукции в виде гарантированного госзаказа. Даруя любую из этих льгот, министерство  должно и просчитать, что, заработав, проект подтвердит, что дары, извините за каламбур, даром не пройдут.
В данном случае вышло, что просчитывать нечего. ТОО «Бис-групп» основные коммуникации подвело само, на место в индустриальном парке не претендовало, а довольствовалось площадкой, как говорится, в чистом поле, фактически вне населенных пунктов, о сбыте готовой продукции  договорилось со  своим  партнером на выгодных  и стабильных условиях прямо в уставе совместного предприятия, ну и на госзалог, естественно, видов не имеет.
Эксперты экономического профиля лишь подтвердили, что проект по всем параметрам самодостаточен. Более развернутую оценку проекту дали эксперты, которые рассматривают инновационную составляющую каждого предложения. Исследуя документы по техническому оборудованию будущего завода, они убедились, что большая часть технологических линий разработана буквально вчера (в конце 2013 года), а часть оборудования будет и вовсе применена впервые в мировой практике предприятий этого профиля.
Как результат такого расклада, кызылординский  проект по солодке получил поддержку министерства и решением акимата области Крымбека Кушербаева вошел в госпрограмму без единого возражения. Что, как потом выяснилось, оказалось редким исключением в нынешней, повторюсь,          жесткой и публичной практике отбора проектов.
Зная эту историю, не мог не задать автору проекта Дильдахану Ахметову вопрос: «Зачем было тратить силы, да и средства тоже, чтобы войти в госпрограмму и в то же время не претендовать на те льготы, которые она           предоставляет?»
– Во-первых, для меня престиж области – не пустой звук, и потому по-настоящему инновационный проект в этой госпрограмме от  нас  считаю плюсом для региона. Во-вторых,  включение в эту программу реально помогает мне или, как минимум, уменьшает различное бюрократиче- ское сопротивление, которое у нас в стране пока неоправданно значительное. Поверьте на слово, статус президентской программы – это реальное подспорье.
…Наша беседа идет в новом офисе ТОО «Бис-групп», построенном в степи – в нескольких километрах от поселка Жалагаш. Если не считать степного расположения, все в этом здании на уровне хорошего городского офиса. Только здесь есть еще и гостиница, и столовая. Многие сотрудники фирмы, включая ее учредителя, в напряженный предпусковой период предпочитают не тратить дорогое время на переезды в Кызылорду и обратно и, можно сказать, живут здесь. А часть комфортных номеров в гостинице ждет монтажников оборудования, которые на днях прилетят из Китая.
– Заводской корпус, как вижу, уже практически готов. Через неделю здесь можно провести генеральную уборку и… играть в футбол. Оборудования, кроме котельного, нет, а вы говорите, что к первому мая запустите производство, – обращаюсь к собеседнику.
– Мы бы сделали это даже на месяц раньше, как и обещал, но наш китай- ский партнер в последний момент добавил в технологическую линию дополнительные элементы, которые еще не применял даже на собственных заводах в Китае. Их изготовляют в Германии. Как результат, с поставкой всего оборудования произошла незначительная задержка, но уже с первого апреля (это не шутка) на станцию Жалагаш начнут приходить вагоны с оборудованием для нашего завода. Обычный срок, в который укладываются китайские монтажники-наладчики на таких производствах, это двадцать дней. Декаду для перестраховочки добавим и получим пуск завода в первые дни мая. Запас корня солодки на первое время работы предприятия у нас  есть, а там уже и сезон заготовки нового урожая можно начинать.
Напомню, что заготовка, выращивание, переработка солодки – это хороший заработок для многих сельчан. Без преувеличения  тысячи работоспособных граждан в аулах области примут участие в этом проекте. Высокая рентабельность перерабатывающего производства сможет обеспечить высокую закупочную цену для заготовителей корня, которые будут соблюдать рекомендации ученых по рекультивации земель при добыче солодки. По расчетам экономистов «Бис-групп», семейное звено или крестьянское хозяйство за сезон сможет легально заработать с пенсионными и налоговыми отчислениями порядка пяти миллионов тенге, что для жителей аулов очень хороший заработок.
ПОЧЕМУ  ГОРЧИТ  СЛАДКИЙ  КОРЕНЬПроизводительность завода по сухому корню – 6000 тонн. Постоянных рабочих мест по этому проекту будет 156. Плюс по сезонной занятости (семь месяцев в году) еще 560 человек будут обеспечены работой и заработками.
Чтобы поставить солодковый бизнес на промышленные рельсы, нужно прежде всего позаботиться о сбыте продукции, о чем мы говорили в начале этой публикации. Мировой рынок лакрицы контролируют китайские компании. Они определяют долгосрочные цены на сырье и готовую продукцию, но только для крупных производителей. Компаньон ТОО  по СП китайская компания «Борихунда» за- ключила с кызылординским партнером контракт, по которому она будет выкупать всю продукцию Жалагаш- ского завода по среднебиржевым ценам.
– Каковы сегодня цены на ту продукцию, что завтра начнет выпускать предприятие?
– Наш партнер  любезно предоставляет эту информацию уже  с начала года. Итак, глицирризиновая кислота – тридцать тысяч долларов за тонну, полисахарид солодки – тридцать две тысячи  и флавоноиды – семь с половиной тысяч долларов за тонну. В отходах у нас будут прессованые дрова из сухого корня и жидкий раствор аммофоса. Два последних продукта  мы будем реализовывать на местном рынке и потому с ценой определимся, так сказать, по ходу производства и спроса.
– Попробую задать вопрос, на который большинство бизнесменов предпочитает отвечать кратко – «коммерческая тайна». Какие сроки окупаемости предприятия?
– Понимаю ваш подход. Вам известна общая сумма инвестиции – о ней мы говорили с вами в прошлом году (она, кстати, не изменилась и по-прежнему составляет 1850 миллионов тенге), а узнав срок окупаемости, поймете, сколько завод будет зарабатывать в год. Предварительные расчеты по доходам и прибыли есть, но говорить о них сейчас, наверное, рано. Давайте встретимся через полгода со дня запуска завода и поговорим на эту тему. И тогда с конкретными цифрами на руках отвечу, когда окупится или уже окупился наш завод.
Пока немногочисленных «зеленых» Кызылорды, конечно же, интересует, не приведет ли заготовка солодкового корня в таких объ- емах к его исчезновению в нашей области.
– Мы работаем исключительно по рекомендациям Института ботаники и фитоин- тродукции Казахстана. За два предыдущих года по нашим заявкам, а также других предприятий на территории нашей области ученые института провели исследования и дали такие результаты-заключения: площадь, занимаемая солодкой, – 11618 гектаров, эксплуатационный запас сухого корня – 72773 тонны, объем ежегодных заготовок без ущерба для восстановления – 12128 тонн. Этого хватит на два таких завода. И еще: речь идет только о площадях, которые мы и другие заказчики договорились обследовать, и это не вся площадь области, а много меньше чем один процент от нее. Так что в области можно построить еще и два, и три, и пять таких заводов – ресурсной базы хватит.
На этой оптимистической ноте надо бы и закончить эти заметки, но без ложки дёгтя не обошлось. Инициатор проекта, оказывается, уже не испытывает былого оптимизма по поводу создания сети таких заводов в области. Он столкнулся с проблемой, которая выбивает его из колеи. По заключенным с крестьянскими хозяйствами и фермерами договорам оказалось работать крайне сложно. Заготовка корня на своей земле исключительно по рекомендациям единственного правообладателя на это – РГП «Институт ботаники и фитоинтродукции» РК – оборачивается для крестьян исками и штрафами со стороны инспекции лесного и охотничьего хозяйства. О таком случае мы подробно писали («Куда крестьянину податься?» №176 от 28 ноября 2013 года). В таких ситуациях руководители крестьянских хозяйств за помощью обращаются к своему партнеру по договору. И ему приходится во всех инстанциях доказывать очевидное, чтобы не отбить охоту у крестьян легально заниматься заготовкой солодкового корня. Это отнимает столько нервов и времени, что даже второй завод теперь кажется непосильным. Именно такой барьер порой становится непреодолимым даже для самых успешных предпринимателей. Хочется верить, что в нашем случае это будет не так.
№40 от 27 марта 2014 27 март 2014 г. 0 0