• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

САМ СЕБЕ ТАКСИСТ

Наталья ЧЕРНЕЙ  
Те, кто пользуется услугами такси, не могли не заметить, что в последние дни не видно желтых «шашечек» на автомобилях. Машины на стоянках как стояли, так и стоят, только вот «шашек» у них уже нет. А причина тому – рейд, организованный   мобильной группой областного Налогового департамента.
Незаконной перевозкой пассажиров  в Кызылорде занимается каждый второй водитель. У них нет страховки, нет рации, чтобы вызвать в случае чего полицию или медиков, а также нет гарантий, что водитель трезвый и довезет вас до пункта назначения в целости и сохранности. Обзвонив несколько городских фирм  такси по вызову, выяснила, что нелегалы-таксисты, или как их еще называют «бомбилы», им не конкуренты, а если  чем и мешают, то это беспорядочной парковкой и помехами дорожному движению.
– В плане работы они нам особо не мешают – рынок довольно обширный, в клиентах недостатка нет, надо просто хорошо работать, а люди всегда выбирают то, что лучше, – говорит Аскар, директор одной  кызылординской фирмы «Такси по вызову». – К нам устроиться  непросто, поскольку мы выдвигаем особые требования. Во-первых, нужны водители со свежими машинами, это один из основных критериев, во-вторых, требуем стандартный набор документов: удостоверение личности, полугодовой техосмотр, пассажирская страховка, медкомиссия, документальное подтверждение того, что водитель психически уравновешенный. Если с документами все в порядке, потенциальный таксист проходит проверку на знание города: тестируем на карте по старинке, смотрим, что он знает, что нет. Только после этого даем рацию и выпускаем в рейс. Без-условно, частников больше, чем легальных таксистов, но здесь местная власть должна принимать соответствующие меры, которые не должны ограничиваться дежурными рейдами.
Приведу пример одного такого рейда. Подъезжают сотрудники налоговой службы на стоянку такси напротив диагностического центра, начинают проверять  машины с »шашками», а то, что между ними стоят нелегальные машины без «шашек», водители которых уже предупреждены о рейде и просто убрали «шашки» в салон, они не видят. Те, кто остался стоять с «шашками» имели на то разрешение, а нелегалы сидят в своих авто и ждут, когда уедут проверяющие, чтобы дальше продолжить таксовать. Вот такие рейды. А нелегалы как уклонялись от налогов, так и не платят их, и проводимые  рейды  существенных результатов не приносят. В результате  из-за таких неплательщиков бюджет области  теряет немалые суммы.
А как ведут они  себя на дорогах? Подрезают других водителей, увидев на обочине человека с поднятой рукой, их старые «Ауди» гремят, как ведра, а ржавчина на машинах не видна только из-за грязи. При этом на совершенно «лысой» резине они готовы обогнать кого угодно, лишь бы подобрать у обочины очередного клиента. Город у нас не слишком большой, некоторые улицы узкие, а таксисты стоят на обочинах, затрудняя и без того непростое движение транспорта. Они оккупировали все подступы к рынкам, торговым домам, больницам и другим объектам,   порой там  бывает сложно проехать общественному транспорту. Техническое состояние автомобиля остается на совести таксиста.
 «Шашечка» сегодня не проблема, ее можно купить на рынке автозапчастей. Стоит от одной тысячи тенге до трех, крепится на крышу автомобиля элементарно, никаких разрешений для этого не нужно. И вот таким простым движением руки любой автомобиль превращается в такси. Правда, у «бомбил» на этот счет другое мнение.
 Саке считает, что недоверие к ним незаслуженно. По его словам, частным извозом они занимаются не от хорошей жизни, а чтобы прокормить семью. Он сел за баранку такси в 2010 году, с того самого момента, когда со старой работы уволился, а новую так и не нашел.
– Посидел дома полгода, а потом решил потаксовать, все лучше, чем дома сидеть, – размышляет Саке. – В службу такси  не пошел, а просто выехал на остановку в районе ОМЦ, где стояли такие же «бомбилы», и стал  развозить людей. Новую работу так и не нашел, зато в таксовку втянулся. Рабочий день  – с восьми утра до шести вечера. В обычные дни «поднимаю» до восьми тысяч тенге, в праздники, особенно если работать в ночное время, можно и тридцать-сорок тысяч заработать, вот только такой калым бывает несколько раз в году. А так день на день не приходится, но на жизнь хватает. Кроме того, работаю на себя, а не на чужого дядьку. Хо-чу – выхожу на работу, хочу – занимаюсь другими делами. А то, что  некоторые ездят на старых авто, то здесь, как говорится, хозяин барин –  хочешь садись, не хочешь, лови другую машину.
Считается, что таксисты психологи. Они по внешнему виду клиента могут определить, сколько тот может заплатить за поездку. Цену, как правило, называют всегда завышенную, чтобы иметь возможность поторговаться.
– Тут еще многое зависит от погоды – если холодно или дождь, то редко кто торгуется, – говорит Саке. – Скажешь  800 тенге до  старого базара – и клиенты  соглашаются. Некоторые город не знают, на них тоже можно кое-что заработать. Бывает ли стыдно? А что здесь такого? Человеку нужно доехать, мы его везем, он нам платит столько, на сколько мы оцениваем свою работу. Это бизнес.
Кто должен бороться с таксистами-нелегалами? В городском отделе предпринимательства не смогли  дать комментарий по этому поводу, сославшись на налоговую, мол, они этим занимаются. Налоговики действительно проводят работу с нелегалами, которая рядом обстоятельств затруднена.
– Допустим, подходим к припаркованному у обочины дороги такси (хитрые «бомбилы» снимают «шашечки» и сливаются с общей массой автомобилей), – рассказывает начальник управления разъяснения налогового законодательства  Налогового департамента по Кызылординской области Совет Бабанаев, – но предъявить водителю ничего не можем, поскольку невозможно отличить частное такси от обычного автомобиля. Но наши сотрудники не зря едят свой хлеб. Совместно с сотрудниками дорожной полиции выявляют места скопления такси, а потом проводят проверки. Во время последней проверки 12 нелегалам предъявлены административные штрафы на общую сумму 79600 тенге. Кроме того, нашими сотрудниками проведены разъяснительные работы среди перевозчиков, в результате чего 311 таксистов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. Причем среди них есть и те, кто легализовал свой бизнес, не дожидаясь налоговых проверок.
Рейды, конечно, вещь хорошая, но порядок наводится не разовыми рейдами, а постоянной, ежедневной, кропотливой работой соответствующих ведомств по устранению с рынка нелегалов. Лишь в этом случае можно говорить об успехе. Например, может быть нужно не просто штрафовать таксистов-нелегалов, а до суда изымать машину? При этом за каждый день нахождения авто на штрафстоянке ее владелец должен будет платить пеню. Или очистить от нелегалов  площади вок-залов, рынков, торговых домов, оставить здесь только легальных. Понятно, что этим нелегалов не напугаешь, они будут оставлять свои машины чуть дальше площадей, а сами караулить клиентов возле входов. Но учитывая, что большинство горожан, выходя с того же рынка, вряд ли пойдут за тридевять земель с авоськами, то они просто воспользуются услугами легальных таксомоторов. Так что хочешь не хочешь, а нелегалы начнут «узакониваться», поскольку прибыль начнет таять.
И, наконец, «бомбил» можно победить, предложив более качественный сервис за меньшие деньги (по соотношению «цена-качество», разумеется). И вот в этом как раз и заключается самая большая проблема. Но может быть, стоит попробовать?
№43 от 1 апреля 2014 01 апрель 2014 г. 0 0