Игорь ТИТЕНОК
В середине девяностых прошлого века наша газета выходила в начале весны под «шапкой» (крупный заголовок на всю страницу) «Перезимовали!» Сейчас — совсем другое дело, свидетельством чему прошедшая зима. Свет, газ, тепло, вода подавались бесперебойно, в чем прежде всего заслуга соответствующих служб жизнеобеспечения.
С позиций 2014 года кажется, что тогда мы мудрили, надевая «шапку» на первый календарный весенний день. Однако, если вспомнить даже не конкретную, а целую череду зим в девяностых, тогдашняя радость по поводу окончания морозов воспринимается как действительно значимое событие.
Пролистывая подшивки газеты тех лет по заголовкам типа «Готовь сани летом», видишь, что писать о будущем отопительном сезоне мы начинали почти сразу после окончания предыдущего. Только областной акимат совещания по подготовке к зиме проводил за год раз десять, а то и больше. Для городского же акимата это был нескончаемый круглогодичный сериал. Порой даже удивлялся, как акимы Кызылорды умудрялись находить время на решение других городских проблем.
Понятное дело, что совещались не только из пристрастия к этому процессу – ситуация требовала того. Старушка ТЭЦ на тот момент по многим видам оборудования превысила не только установленные, но и немыслимые сроки эксплуатации. Южная кочегарка, когда-то котельная южной промзоны, тоже «хотела» модернизации со страшной силой. Магистральные и внутриквартальные теплопроводы латали так часто, что даже не было смысла делать на них капитальную теплоизоляцию – все равно сто раз вскрывать ее придется.
Над всем этим еще домокловым мечом постоянно висела угроза, что у нас то топлива для ТЭЦ и котельной не хватит, то денег на него. Сообщения руководства области о том, что удалось добиться дополнительного выделения средств региону на зимовку, мы печатали как поздравительные телеграммы с большим и светлым праздником.
И это была только часть проблемы, потому что сказанное выше касалось исключительно централизованного теплоснабжения, а наш частный сектор и вовсе был в ауте: уголь добывай, дрова заготавливай, воду качай и еще в темноте сиди во время веерных отключений. Последнее, впрочем, касалось всех без исключения и горожан, и аулчан. Свет по расписанию — это было что-то. Его периодиче¬ское отсутствие естественным образом дополнялось баллонным газоснабжением многоэтажных домов. А вот это уже было не просто трудно, неудобно, дорого, но и откровенно опасно. В таких условиях наступление весны ощущалось как избавление от целой пачки забот и даже опасностей, и потому наша «шапка» «Перезимовали!» воспринималась нашими читателями вполне уместным поздравлением.
В эту ретроспективу автор ударился, конечно, не с целью доказать, что сегодня коммунальный рай в нашей области уже наступил, а просто показать, что объективно процесс обустройства нашего жизненного пространства идет. Газификация Кызыл¬орды, о которой в мечтательном плане говорилось двадцать лет и еще конкретно пять, свершилась-таки, забрав с собой в цивилизацию десятки тысяч кызылординских частников. Теперь у нас туда же встали в очередь сотни тысяч кызылординцев от Арала до Каратау. Уже идет создание про¬ектно-сметной документации по развитию газовых сетей в районах области. Нет сомнений, что эти планы будут осуществлены в ближайшие годы. Это подтверждает опыт прошедших лет.
О том, что грустное прошлое плавно переходит в светлое будущее, свидетельствует характер и, так сказать, накал обращений наших читателей в редакцию. В конце девяностых, особенно зимой, жалоб на коммунальные проблемы было в разы больше, и звонили нам люди, уже прошедшие все предварительные инстанции и потому нервнонакаленные. Теперь таких обращений почти нет. Во-первых, в масштабах города области корневые проблемы во многом решены, а во-вторых, у ремонтных, аварийных служб появилась возможность быстро делать свою работу. Так что сейчас в горсеть, теплосеть, к управдомами можно дозвониться быстро, результативно и без помощи редакции.
Эти заметки — не призыв смириться с теми недостатками, которых у нас еще хватает только на том основании, что вчера-то было намного хуже. Но факты, как говорится, вещь упрямая. И любые зимы нам теперь не страшны.