Игорь ТИТЕНОК
Достаточно одного взгляда на карту Кызылорды, чтобы понять, что самая длинная улица нашего города — это магистраль с двумя проспектами Жибек жолы и Абая и улицей Байтурсынова.
Здесь практически на всем протяжении от двух до трех полос движения автотранспорта в обе стороны. По качеству дорожного покрытия (особенно в зоне проспектов) это лучшая магистраль областного центра.
Проспект Абая формировался в условиях строгого соблюдения генплана Кызыл¬орды 1960-70 годов, и потому здесь с позиций градостроительной теории мало к чему придерешься. Даже точечная застройка на этом участке (здания университета «Болашак», банков АТФ и Народный, аптеки) не сломала общий архитектурный замысел. Переход
Чуть меньше повезло проспекту Жибек жолы. Он начал застраиваться, когда новый генплан долго принять не могли, а на старый перестали обращать внимание. Как результат, левая часть проспекта (по ходу движения в центр города) ушла на коттеджную застройку, и теперь она почти вся (за исключением разве что гостиницы «Номад») спряталась за поднятым на полтора метра от уровня дорожного полотна поливочным каналом. С другой стороны – областной медицинский центр, поликлиника, школа и несколько других привлекательных зданий – потихоньку «вытягивают» эту магистраль до уровня проспекта. Его недавняя реконструкция и продолжающаяся застройка только достойными зданиями теперь уже по новому генплану вселяет уверенность, что здесь общая картина будет только улучшаться.
По улице Байтурсынова все сложнее. Здесь магистраль формируется в условиях давно состоявшейся застройки частными домами совет-ского стандарта (один этаж, 10х10 метров). По улице, по одной архитектурной легенде, предполагалось проложить то ли трамвайную, то ли троллейбусную линию, и потому здесь застройку жилых домов разнесли на такую ширину. Пятнадцать лет назад проезжую часть этой улицы расширили в два раза. Это её резко оживило, и здесь началось строительство кафе, ресторанов, других зданий.
Лет восемь назад частно-стихийному (без плана детальной планировки) формированию улицы хотели придать направленный архитектурно-градостроительный облик. В запасниках областного управления архитектуры и градостроительства наверняка еще пылятся макеты и стенды, показывающие, какой станет эта улица примерно сегодня. По тем планам многоэтажная (девять и выше этажей) застройка захватывала не только улицу Байтурсынова, но и две, параллельные ей. Предполагалось, что местами инвесторы, местами бюджет выкупят здесь участки под застройку, и пойдет расти кызылординский Манхеттен. Как задумано – не получилось. Параллельные улицы в этом проекте пока участвовать «отказываются», а на улице Байтурсынова до окончательного формирования какой-то единой перспективы еще далеко.
Сегодня любому кызылординцу понятно, что рано или поздно эта улица будет сплошь застроена зданиями общепита, торговли, услуг, офисами. Главный стимул для частных инвесторов на этой улице – это её пропускная способность – три полосы в каждую сторону делают здесь поток машин, а значит, и потенциальных клиентов, плотным и бесконечным.
Самый главный тормоз в быстром офисно-ресторанном обустройстве этой улицы – аппетиты владельцев домов, построенных здесь тридцать-пятьдесят лет назад. Говорят, что в рыночной экономике спрос рождает предложение, а у нас почему-то только непомерный запрос. Это, кстати, в первую очередь убило упомянутый выше градостроительный проект – госбюджет не мог позволить себе средства на выкуп участков, которые запросили их владельцы. И сегодня, по крайней мере, два десятка проектов на этой улице никак не начнутся, потому что цена участка (сто тысяч долларов и выше) делает их нерентабельными. И все-таки новые объекты здесь появляются постоянно. В прошлом году, например, были построены здания частной клиники и ресторана с англоязычным названием. Оба объекта в архитектурном плане украсили улицу. Еще несколько зданий с вывесками нотариуса, страховых компаний и стоматологической клиники – объекты поменьше, но их владельцы не поскупились, чтобы сделать фасады своих зданий приятными взгляду.
«Старожил» здешних мест – здание бывшего агропрома. Оно, правда, стоит по улице Коркыта-ата, но анфас хорошо видно с улицы Байтурсынова. Видно-то хорошо, но смотрится плохо. Стена из силикатного кирпича была облицована дешевым пластиком, и он, как и положено такому материалу, местами уже отсутствует, но это, видно, мало волнует владельца здания.
На улице Байтурсынова есть два частных дома, которые по-своему уникальны для Кызылорды. Почти напротив упомянутого красавца-ресторана – неприметный дом советского стандарта. Никто бы его и не замечал, если бы он не вылез буквально на проезжую часть. Тротуар с двух сторон упирается в этот дом, и пешеходы в этом месте выходят на проезжую часть. О том, чтобы вернуть этот дом на красную линию, говорили как минимум три председателя горисполкома и пять акимов Кызылорды. Последние три-четыре акима уже ничего не обещают. Видимо, этот уступ недоразумения будет стоять здесь вечно.
А на углу улиц Коркыта-ата и Байтурсынова хозяин тоже неприметного дома высадил по обеим улицам более полусотни деревьев. Большая часть из них уже 5-7-летние. Представьте себе, что было бы с Кызылордой, если б каждый из нас вот так бы озеленился! Фантастика!
Обустройство улицы Байтурсынова продолжается. Рядом с АЗС недавно открылась современная аптека, с тыла драмтеатра достраивается еще одно привлекательное здание. Скоро, может, даже в этом году на улицу Байтурсынова «выглянет» торгово-развлекательный центр «Жибек жолы» – начато строительство еще одного крыла этого комплекса. В этом году на градостроительном совете будут рассмотрены еще несколько проектов, которые будут строиться по этой улице. Так что есть надежда, что лет через десять улицу можно будет перевести в класс проспектов. И тогда шестиполосная магистраль нашего города станет единым архитектурным комплексом.