Ботагоз АЖАРБАЕВА
В 2007 году в Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу поэтапной реализации уникального культурного проекта «Триединство языков».
Сейчас идет его реализация. В нашей области во многих детских садах с казахским языком воспитания малышей с трех лет обучают начальным азам русского и англий-ского языков. Дети быстро усваи-вают элементарные выражения необходимые в обиходе, к примеру, как на трех языках здороваться с людьми, прощаться и т.д.
Среди полиязычных дошкольных учреждений много частных детских садиков. В них, как правило, в старших группах стремятся обучать детей английскому языку углубленно. Педагоги понимают, что именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к изучению языков, и важно как можно продуктивнее использовать этот пе-риод, заложить необходимые основы полиязычия.
Исходя из того, что раннее изучение иностранного языка развивает детей, поднимает их образовательный и познавательный уровни, Министерство образования и науки РК в 2004 году начало эксперимент по изучению английского языка со 2-го класса с охватом 32 казахстанских школ. Учитывая результаты тестирования учащихся экспериментальных классов по кембриджским тестам, которые показали, что в целом дети успешно овладевают основными навыками – чтением, письмом, разговорной речью – МОН РК с 2013-2014 учебного года ввело изучение английского языка с первого класса. Как отметила руководитель отдела областного управления образования Гульнар Сагидатова, сегодня дети изучают английский с первого класса во всех школах области. Пока этот школьный предмет преподается в объеме 1 час в неделю, но по мнению руководителей школ, этого времени мало для качественного изучения английского. Как отметил директор школы №112 Асылхан Сеилханов, первоклашки в силу возраста попросту подзабывают тот материал, что учили, например неделю назад. Учитывая это, руководство областного управления образования вышло с предложением в МОН РК об увеличении учебных часов по английскому языку для первашей.
В нашей области опыт обучения детей по программе «Триединство языков» имеют ряд учебных заведений. К примеру, казахско-турецкие лицеи №9 и №10. Дополнительно к трем языкам здесь изучают турецкий. В лицее с седьмого класса на английском языке преподают все предметы естественно-математического направления. Здесь хорошие педагоги. Завуч лицея №10, преподаватель английского языка Галымжан Ещанов – выпускник Казахского университета международных отношений и мировых языков. В 2013 году по государственной программе «Болашак» он прошел трехмесячную стажировку в Манчестере.
– Два раза в год наши педагоги сдают экзамены, подтверждают свои профессиональные знания, – отметил Г.Ещанов, – это является обязательным условием работы в лицее.
Базовой площадкой для апробации полиязычной модели образования стала «Назарбаев интеллектуальная школа». Здесь мальчишки и девчонки учатся по экспериментальной интегрированной программе естественно-математического направления на казахском и русском языках. В старших классах уроки математики, химии, биологии и физики ведутся на англий-ском языке.
Учителя школы прошли жесткий конкурсный отбор, в учебном заведении развернутая система переподготовки кадров. Постоянное повышение квалификации – обязательное требование к педагогам НИШ.
В числе учебных заведений, где внедрено полиязычное обучение – школа для одаренных детей «Мурагер». Ее выпускники ежегодно показывают лучшие результаты по итогам ЕНТ, многие из них учатся в престижных вузах Казахстана и других стран. Одной из главных причин успешного образовательного процесса стала действующая программа триединства языков. Более десяти лет здесь английский ребята изучают с младших классов. С шестого класса на английском преподается биология, а в старших классах – география. В нынешнем учебном году на английском математику начали изучать пятиклассники.
Хорошие результаты дает практика преподавания истории Казахстана в русских классах на государственном языке, а также изучение с пятого класса в русских группах казахского языка по программе казахских школ, а в казахских группах – по программе русской школы.
– Биологию и математику преподают в «Мурагере» педагоги с Филиппин, – отметила директор школы «Мурагер» Зауре Баймаганбетова, – мы с большой охотой организовали бы преподавание на английском и других школьных предметов, но мешает дефицит кадров.
Как заверили в созданном при КГУ имени Коркыта-ата Центре полиязычного обучения, в недалеком будущем, а именно – в 2018 году в области будет решена проблема с подготовкой полиязычных кадров. Следует подчеркнуть, что региональный университет является одним из базовых вузов в стране по внедрению полиязычия. В рамках разработанной МОН РК Концепции развития полиязычного образования на 2012-2017 годы в 2012 году в КГУ был создан Центр полиязычного обучения.
Как отметила его руководитель Райкуль Диуанова, на первоначальном этапе были созданы лабораторные блоки с цифровыми и языковыми лабораториями, мультимедийными и лингафонными классами, оснащенные самыми современными технологиями.
В 2012-2013 учебном году подготовка полиязычных кадров началась по трем специальностям: информатика, информационные системы, вычислительная техника и программное обеспечение. Для обучения студентов были привлечены специалисты из Румынии, Кореи, Чехии.
В нынешнем учебном году со второго семестра на английском языке начнут изучать предметы будущие математики, биологи, химики и другие специалисты.
В рамках полиязычия педагоги проходят обучающие курсы в ЦПМ «Орлеу», зарубежную стажировку.
В будущем, по словам Р.Диуановой, в рамках триединства языков планируется обучать студентов по инженерным специальностям.
– Наша цель – подготовка высококвалифицированных полиязычных педагогов, – подчеркнула руководитель ЦПО, – это одна из составляющих укрепления конкурентоспособности нашей страны.
Культурный проект «Триединство языков» в полной мере можно считать одной из долгосрочных стратегий развития независимого Казахстана. Его реализация обусловит становление нового поколения казахстанцев, владеющих несколькими языками, которые будут иметь широкие возможности для карьерного роста и смогут успешно конкурировать в профессиональной сфере.