Казыбек БОТАЕВ
Под занавес 2013 года в областной центр прибыли первые двадцать автобусов большой вместимости, которые в скором времени будут курсировать на центральных городских маршрутах.
В преддверии Нового года в Кызылорде был изменен ряд маршрутов городского общественного автотранспорта. Существовавшие до этого маршруты охватывали не все городские районы. К примеру, те, где в последние годы активно ведется индивидуальное жилищное строительство.
Впрочем, изменения коснулись не всех маршрутов, а лишь тех, о которых неоднократно просили жители города. Например, маршрут № 4 теперь проезжает по улицам Коркыта-ата, Ынтымак, Жеті асар, по Жезказганской трассе и далее по улице Сагимбаева. В район, именуемый в народе «ДЭУ», теперь будет заезжать маршрут № 5, который проедет по улице Садуакасова. Претерпели изменения маршруты № 6 и № 20.
О другой причине, связанной с изменениями автобусных маршрутов, поведал заместитель акима города Мурат Тлеумбетов. Как известно, в течение последних лет по улице Султана Бейбарса в направлении моста через Сырдарью построен ряд новых зданий. Это казахско-турецкий лицей, Назарбаев интеллектуальная школа, Дом творчества, перинатальный центр и другие. Скоро будет сдан в эксплуатацию Дом областных организаций. Тут находятся микрорайон «Сырдарья», центральная мечеть «Акмешит-Сырдарья», школа-гимназия № 264 и еще ряд учреждений.
Словом, необходимость пустить общественный автотранспорт в новый район Кызылорды назрела уже давно. И потому было принято соответствующее решение, и по улице Султана Бейбарса пошли автобусы маршрутов № 9, № 12, № 21 и № 22, у которых теперь конечная остановка – монумент «Сыр ана».
Однако сколько ни меняй маршруты, а городу нужны большие автобусы. И они появились, как и было обещано, в конце года. Как сообщил директор ТОО «Автобусный парк Кызылорда» Мурат Нугманов, в декабре в город прибыли 20 автобусов китайского производства. Их поставками занимается совместное предприятие — ТОО «Астана – Сан-Бао». Особенностью этих машин является то, что работают они на сжиженном газе. В настоящее время идет обучение водителей, и очень скоро автобусы выйдут на городские маршруты. Какие именно, руководитель предприятия уточнять не стал. Известно только, что все они будут работать на центральных городских маршрутах.
Тут нелишне вспомнить, что до настоящего времени было достаточно самых различных планов по доставке в город автобусов большой вместимости. Однако в силу различных причин машин все не было. И Кызылорда оставалась единственным областным центром в стране, не имевшим муниципального общественного автотранспорта. Лед тронулся после первого инвестиционного форума «Байконур», когда был заключен меморандум между ТОО «Автобусный парк Кы¬зылорда», АО «СПК «Байконур» и Европейским банком реконструкции и развития. Согласно ему в Кызылорду поступили первые двадцать машин. Ожидается, что до конца нынешнего года прибудут еще около 150 таких автобусов.
— В районе промзоны городской акимат выделил участок земли площадью 5 гектаров, — говорит М. Нугманов. – В ближайшей перспективе состоятся конкурсы среди подрядных компаний на строительство производственной базы предприятия и на покупку автобусов.
Что касается частных автобусов, работающих сегодня на городских маршрутах, их водители будут переучиваться для работы на больших автобусах. Часть автобусов средней вместимости будет направлена на пригородные маршруты. В то же время, по мнению директора автобусного парка, городу необходимо избавиться от микроавтобусов.