Игорь ТИТЕНОК

Когда едешь в Теренозек по левому берегу реки, то даже не заезжая ни в один аул, убеждаешься, что Сырдарьинский район сегодня похож на большую стройку. Перед Шаганом у трассы «Западная Европа – Западный Китай» заканчиваются работы на придорожном автосервисном комплексе. Тут и магазин, и кафе, и мастерские, и громадная обустроенная площадка для большегрузов. Переез¬жаем через мост и слева – цельнометаллические ангары, водонапорная башня, бесконечный забор и несколько зданий из кирпича. Это откормочный комплекс на три тысячи голов крупного рогатого скота.
На подъезде к райцентру видишь высокие контуры зерноочистительного комплекса и новый мост через канал, который дает поселку второй вход-выход на трассу Кызылорда – Жалагаш. И что примечательно, названные объекты начаты и закончены в 2015 году, который все считают кризисным, то есть объясняющим спад. Но как тогда понять, что в Сырдарьинском районе сегодня строится различных объектов больше, чем когда-либо? Когда это все было только в планах, меморандумах о намерениях и об этом мне увлекательно рассказывал аким района Ганибек Казантаев, то верил услышанному с трудом. «Труд» этот, видимо, хорошо проявлялся в моих глазах и словах, потому аким пользовался только одним аргументом: «Приезжай, тогда-то и увидишь то-то». Вот так последние пару лет мы с ним и общаемся: приезжаю, слушаю, сомневаюсь, потом приезжаю, смотрю и думаю: зря сомневался.
В свое оправдание скажу, что причин для сомнений у меня хватает. Вот возьмем для примера откормочную площадку, о которой упомянул в начале этих заметок. Таких проектов в 2015-м в Казахстане начато четыре. Причем изначально на такие проекты было десятки претендентов, потому что они реализуются при содействии государственного холдинга «Каз¬Агро». Если честно, то по рейтингам претендентов Сырдарьинскому району этот проект не должен был достаться. Однако расчеты, проделанная подготовительная работа, другая аргументация и, чего скрывать, предпринимательский опыт акима района позволили попасть в эту четверку. Понятное дело, что проекты достались тем, кто реально способен их осуществить. Причем в 2015 году. Но год оказался сложным. Очень сложным. Как результат, завершить из четырех проектов удалось только один. И его реализовала сырдарьинская команда, на которую год назад никто не ставил. А теперь вот – комплекс стоит готовенький. Скоро его заполнят те самые три тысячи голов крупного рогатого скота. Однако просто откармливать скот на мясо не столь выгодно, как продавать мясной продукт. Так что в планах акима района построить на этой площадке небольшой мясной завод, а потом и магазины для реализации его продуктов.
— На мой взгляд, диверсификацию сельского хозяйства, к которой нас призывает Президент и которая красной нитью проходит через планы действий акима области, мы зачастую рассматриваем очень узко, – говорит Ганибек Казантаев. – Более того, под этим некоторые понимают лишь сев дополнительных культур. На самом деле это и появление в хозяйствах других отраслей, и глубокая переработка выращенной продукции, и занятие производством, вовсе не связанным с сельским хозяйством. Вот, к примеру, крестьянское хозяйство «Акжарма-1» в ауле с тем же названием построило придорожный автосервисный комплекс категории «В» на трассе «Западная Европа – Западный Китай». Почти сорок сельчан из этого аула получили здесь работу. Сейчас начался процесс, и он набирает обороты, когда производительность труда в сельскохозяйственном производстве растет быстрее, чем в промышленном. Да, это снижает себестоимость продукции села, повышает заработные платы, но в тоже время сокращает число необходимых рук. И подобный придорожный сервис, как видим на практике, может трудоустроить целую бригаду рисоводов.
Кстати, если кто думает, что в этом случае крестьяне занимаются не своим делом, а значит, оно у них хуже получается, напомню, что по области придорожный сервис решили создать десятки разных компаний. В числе первых, кому удалось реализовать свой проект в полном объеме, – упомянутая «Акжарма-1», хотя многие из первоначального списка притормозили работы или вовсе сошли с дистанции. Так что и любой другой вид
бизнеса вполне по плечу нашим сельским труженикам.
Наш разговор с руководителем района вновь возвращается к той экономической ситуации, что сложилась в стране.
– Теперь однозначно будет сложнее привлекать бюджетные деньги в сельское хозяйство, да и в любые отрасли. Просто потому, что денег стало меньше в бюджете. Но это ни в коей мере не значит, что надо сесть и подождать лучших времен. Есть много способов привлечь частные инвестиции, да и бюджетные тоже, но только на основе государственно-частного партнерства.
Государство будет выступать партнером частного инвестора. И это надо использовать в полной мере. Мы планируем на основе государственно-частного партнерства развивать водопроводные сети, а с приходом газа в район и газовые, осуществлять другие проекты, где можно применять такое партнерство.
В 2015 году в Сырдарьинский район удалось привлечь два миллиарда тенге инвестиций. В декабре, когда беседовали с акимом района, уже была понятна картина по инвестициям на 2016 год. Их подтвержденный объем на тот момент составлял более 1,3 миллиарда тенге. Нет сомнений, что в течение года эта цифра еще вырастет.
Крупные, да и мелкие тоже, проекты, которые реализуются в районе, позволяют с каждым годом увеличивать бюджетные средства района, направленные на благоустройство, ремонт школ, больниц, детских садов, дорог, строить новые объекты. Завтра, когда заработают откормочная площадка на три тысячи голов скота, зернокомплекс в Теренозеке, придорожные сервисные центры в Акжарме и Шагане, рисовый завод в ауле Ильясова, автовокзал с большим торговым цен тром и другие строящиеся и уже готовые предприятия района, то налогов в местный бюджет поступать станет больше. Но уже сейчас бюджет района бездотационный, и благодаря собственным деньгам в районе удалось сделать очень многое. Вспоминая прошлый год, могу сказать, что здесь, например, возобновилось строительство жилья за счет бюджета. Было построено по пять двухкомнатных и трехкомнатных домов. Впервые, наверное, за полвека начался ремонт двухэтажек с обустройством их дворов. Пока такие дома с асфальтированными дворами, игровыми площадками выглядят, сказал бы, вызывающе (их всего восемь), но аким убежден, что дойдет до каждого дома и двора с такой модернизацией.
Не могу не вспомнить и про канализацию, которая работает теперь в Теренозеке. А также привычное для горожан круглосуточное водоснабжение, которое тоже теперь есть в этом райцентре. Вода из труб здесь давно была, но был и график ее подачи. Теперь графика нет. Может, это не такая грандиозная перемена к лучшему, но их много и они происходят в этом районе все чаще.
Развитию экономики всегда способствует ее кластерное устройство. В Сырдарьинском районе совершенствуется рисовый кластер, создается животноводческий, будет рыбный и птицеводческий, а главное, здесь сложился инвестиционный кластер. Может, не совсем правильный термин с точки зрения экономиста, но он точно отражает ситуацию в районе.