• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОПРЕКИ КРИЗИСУ

Органы государственных доходов во взаимодействии с другими заинтересованными государственными органами участвуют в реализации третьей реформы «Индустриализация и экономический рост», которая содержит 50 важнейших шагов, направленных на преобразования в сфере экономического развития нашей страны, на повышение благополучия граждан РК и создание современного государства для всех и каждого.
В планах этой реформы упоминается интеграция таможенной и налоговой систем, изменение мер таможенного администрирования для улучшения бизнес-климата.
С момента образования налоговых и таможенных органов Республики Казахстан, которые два года назад объединены в Комитет государственных доходов, главными задачами определены стимулирование развития бизнес-среды, создание условий, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности совершать таможенные операции быстро и удобно, обеспечение экономического правопорядка и построение высокоэффективной службы.
За последние несколько лет время проведения таможенной очистки товаров по республике сокращено с 48 часов до 2 часов, то есть в 24 раза. При подаче декларации в виде электронного документа таможенному органу не предоставляются документы, на основании которых заявлены сведения о товарах. В настоящее время предусмотрена возможность подачи декларации на товары по таможенной процедуре экспорта товаров в электронном виде.
В Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в РК» внедрен принцип добровольного признания ошибок участниками внешнеэкономической деятельности. Данный принцип предусматривает освобождение от административной ответственности за нарушения таможенного законодательства при их добровольном устранении до наступления таможенной проверки. Все эти меры направлены на максимальное упрощение таможенной очистки и ускорение таможенного оформления, что повлияет на ускоренный выпуск товаров, исчисляемый минутами, и обеспечит доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности.
Например, по итогам 8 месяцев текущего года департаментом государственных доходов по Кызылординской области были достигнуты следующие положительные результаты таможенного администрирования: среднее время таможенной очистки товаров для внутреннего потребления составило 64 минуты, при экспорте товаров – 12 минут. Количество деклараций на товары, зарегистрированные по процедуре предварительного декларирования, составило 22,6% от общего количества зарегистрированных деклараций при импорте.  
Основным новшеством для нашей страны в совершенствовании таможенного администрирования станет внедрение системы электронного декларирования, позволяющего исключить влияние человеческого фактора при подаче декларации на товары. Для реализации этой системы внедряется интегрированный таможенный компонент автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования. В период с декабря 2015 года-июнь 2016 года платформа Asycuda World, соответствующая  нормам Всемирной торговой организации и международным стандартам, была установлена в Центральном аппарате КГД МФ РК, проведена кастомизация национального прототипа «Астана-1».
5 июля 2016 года начались пилотные испытания системы на базе нового Центра таможенного оформления города Астаны. В декабре 2016 года ИС «Астана-1» будет развернута в регионах РК, в июле 2017 года запланирован  ввод  системы в промышленную эксплуатацию.
Кроме того, сейчас подготовлен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с участием представителей государственных органов и бизнес-сообществ государств-членов ЕАЭС,  который проходит процедуру внутригосударственного согласования. Со следующего года, после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, нас ожидают изменения и нововведения в таможенной сфере, направленные, в первую очередь, на снижение административных барьеров для бизнеса, упрощение процедур таможенного администрирования и внедрения передовых информационных решений.
Основными новеллами проекта Таможенного кодекса будут являться: 1) закрепление приоритета электронного таможенного декларирования с декларированием в письменной форме только в исключительных случаях; 2) возможность автоматического выпуска товаров с использованием информационных систем сразу же после подачи декларации на товары в случае, если не сработал риск;
3) закрепление возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом без участия таможенного представителя, то есть, теперь нет необходимости обращаться к таможенному представителю и платить ему немалые деньги за составление декларации – все эти услуги будет предоставлять таможенный офицер; 4) предоставление отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД: до 1 месяца – всем участникам с уплатой процентов за предоставленный период отсрочки; до 6 меся-
цев – без уплаты процентов в исключительных случаях, например, при перемещении товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, для поддержки сельскохозяйственной деятельности и в других случаях; 5) предусмотрены положения, предусматривающие совершение таможенной очистки в режиме «Постфактум» в части предоставления возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации.
Изменения коснутся и магазинов беспошлинной торговли, так называемых «Dutyy Free», которые будут теперь реализовывать товары лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС.
Уполномоченные экономические операторы будут разделены на три категории в зависимости от типа, и им будет предоставляться отдельный спектр упрощений при экспортно-импортных операциях.
Более широкое применение получает предварительное информирование таможенных органов, которое теперь при условии предоставления в виде электронного документа может применяться при нескольких таможенных  операциях. В том числе в качестве уведомления о прибытии, транзитной декларации, декларации на транспортное средство и документа для помещения товаров на временное хранение.
Параллельно ведется активная разработка Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании», объединяющем в себе положения, регулирующие налоговые и таможенные правоотношения.   Основной целью объединения налогового и таможенного кодексов является внедрение сквозного контроля с момента ввоза товаров до момента реализации конечного потребления: предварительное информирование – ввоз – транзитная декларация – декларация в таможенной процедуре – дальнейшая реализация с электронной счет-фактурой. Проект Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании» также содержит в себе вышеизложенные и другие нововведения:
1) Внедрение электронного декларирования с использованием автоматического выпуска товаров: кабинет налогоплательщика –
органы государственных доходов – система управления рисками – уведомление о выпуске товаров или о принятии мер таможенного контроля.
2)   Введение обязательного предварительного информирования таможенного органа в электронном виде до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС за 2 часа ж/д, авиатранспортом, за 24 часа – автотранспортом предоставляет следующие возможности:
- формирование уведомления о прибытии;
- формирование транзитной декларации;
- формирование документа о размещении товаров на временное хранение;
- формирование таможенной декларации на товары.
3)  Перенос акцента таможенного контроля по классификации, таможенной стоимости и льгот по таможенным платежам и налогам с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров: из 6 этапов таможенной очистки (контроль таможенной стоимости, контроль классификации, контроль применения льгот по платежам, контроль уплаты таможенных платежей и налогов, контроль запретов и ограничений, контроль объектов интеллектуальной собственности) 3 эта-
па переносятся на этап после выпуска товаров.
4) Предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС при таможенной процедуре для внутреннего потребления (ИМ-40): до 1-го месяца – по всем видам товаров, до 6-и месяцев – по определенному перечню товаров (предлагаются в сфере медицины, инновационные технологии, сельскохозяйственная и специальная техника, товары сельскохозяйственного назначения, ж/д техника и т.д.).
5) В рамках действующих контрактов на недропользование условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем. Со 2 июля 2015 года на УВТ, ввезенные до 1 июля 2010 года, прекращается: 1) таможенный контроль, 2) обязанность по уплате таможенных платежей и налогов.  
Правовые нормы, заложенные в проекте Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании», в совокупности с  Таможенным кодексом ЕАЭС позволят значительно облегчить бизнес-процессы при проведении внешнеэкономических сделок, увеличат безопасность и скорость поставок товаров, упростят процессы таможенного декларирования, таможенных процедур и налогового контроля.                
В этом году Правительством утвержден План мероприятий по упрощению таможенного администрирования, в котором заложены мероприятия по внедрению «одного окна» при экспортно-импортных операциях, законодательные инициативы в части требований к перевозчикам, сокращения разрешительных документов, перевода ставок таможенных сборов на национальную валюту. Теперь ставки таможенных сборов будут устанавливаться в тенге, и на них не будут влиять колебания курсов валют.
В соответствии с совместным приказом министерств сельского хозяйства, по инвестициям и развитию, финансов и национальной экономики РК в Центрах таможенного оформления органов госдоходов, в том числе на таможенном посту «Кызылорда - ЦТО» ДГД по Кызылординской области, с августа месяца 2016 года размещены уполномоченные контролирующие государственные органы, которые производят соответствующий контроль и надзор по принципу «одного окна», что значительно сократило временные и финансовые издержки участников ВЭД при таможенной очистке товаров.
Кроме того, с целью исключения существующей разницы в ставках ввозной таможенной пошлины (до 20%) в рамках одной товарной группы Единого таможенного тарифа, который служит предпосылкой для уклонения от уплаты ввозных пошлин со стороны участников ВЭД и коррупционной составляющей со стороны должностных лиц, ведется работа по выравниванию действующих ставок ввозных пошлин на уровне одной товарной группы.
В целом, вся проводимая  в соответствии с Планом нации работа станет хорошим стимулом для развития транзитного потенциала, малого и среднего бизнеса Казахстана, а также позволит снизить административную нагрузку на предпринимательскую деятельность.
Каиргелды АБДРАХМАНОВ,
заместитель руководителя
департамента государственных доходов
по Кызылординской области
6-10-2016 06 октябрь 2016 г. 0 0