В АРХИВ - ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Наталья ЧЕРНЕЙ
У кызылординцев появилась возможность получать архивные справки через Интернет.
Как рассказала заместитель директора государственного архива
Кызылординской области Рита Тлепова, десять архивных учреждений, подведомственных управлению архивов и документации Кызылординской области, перешли в электронный формат и реализуют государственную услугу «Выдача архивных справок» через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz. Эта услуга оказывается как физическим, так и юридическим лицам.
Сегодня есть три варианта получить архивную справку. Можно пойти, как обычно, в ЦОН с необходимыми документами и получить там нужную услугу. При этом нужно отпроситься с работы, отложить дела, потратить время и деньги на дорогу. Можно обратить непосредственно в сам архив и потратить не- мало времени, но есть и другой вариант. Можно, имея компьютер, подключенный к сети Интернет, с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) получить справку через электронный портал.
Для получения архивной справки через портал «электронного правительства» у заявителя должна быть электронная цифровая подпись.
Электронная цифровая подпись –
это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты этого электронного документа от подделки.
Если ее нет, то получить не составит труда. Для этого нужно зарегистрироваться на портале. Сделать это очень просто, особенно если у вас есть опыт, например, при создании почты на mail.ru. Откройте страницу www.egov.kz. В верхней части страницы найдите команду «регистрация», после ее нажатия на странице выходит соглашение. Поставьте галочку в квадратике снизу и нажмите «регистрация». Внесите свои данные в указанные строки, придумайте пароль и … готово —
вы стали пользователем портала.
Когда портал «электронного правительства» только запускался, для получения ЭЦП требовалось немало времени. Бланки заявления и согласия, данные о человеке, оформляющем ЭЦП, работники НУЦ (национальный удостоверяющий центр) на местах отправляли в Астану и ждали одобрения. Только после этого физическое или юридическое лицо могло получить подпись. Сейчас же процедура упрощена. Здесь тоже есть выбор, можно получить ЭЦП с помощью поданной заявки через портал электронного правительства или пойти в ЦОН, сотрудники которого помогут заполнить необходимые документы и получить ЭЦП.
После того, как вы зарегистрировались на портале «электронного правительства» www.egov.kz при помощи электронной цифровой подписи, из списка «Электронных услуг одним списком» выбираете услугу «Выдача архивной справки» и заполняете специальный бланк. Во время заполнения у вас будут запрашиваться сканированные образы необходимых документов (удостоверение личности, трудовая книжка, электронный адрес потребителя и др.). Также в заполняемом бланке должно полностью указываться содержимое запроса. После прохождения этой процедуры в течение 5-10 минут запрос поступает и регистрируется в архивном учреждении. Согласно регламенту оказания услуги «Выдача архивных справок» в соответствии с содержанием запроса в течение 12 дней, в частных случаях в течение 25 дней, высылается ответ на электронную почту, указанную в электронном запросе.
— В первом полугодии 2014 года в областной, городской и районные архивы поступило 5777 запросов, — говорит Рита Тлепова. —
Из них 1539 поступило на портал «электронного правительства», 3172 — в центры обслуживания населения и 1066 запросов через архивные учреждения.
Надо отметить, что такой способ получения услуги позволяет сократить ожидания и свести к минимуму участие граждан в процессе
сбора различных документов и справок.