• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Владимир ВОРОБЬЕВ
ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВНа земле Сыра исторически сформировался и сложился особый самобытный пласт казахской эстетики, искусства. Здесь жил и творил легендарный Коркыт-ата.
А сколько сказителей, кюйши, жырши и термеши прославили родной край.    
–  Помнить о предках, их  делах – это должно быть естественной заботой каждого человека, – считает член Союза художников Казахстана, известный в республике художник и скульптур Шакирбек Саменов. – Познание прошлого – разносторонний процесс. Он идет  через музыку и литературу, живопись и  освоение прикладного искусства древних мастеров. Во многих кызылординских семьях бережно сохраняются старинные вещи, оставшиеся от прабабушек и прадедушек – курпеше, сырмаки (вышивки-украшения на стене), камзолы из войлока с вышивкой, аяк-кап (сумочки), головные уборы и другие предметы быта, изготовленные много лет назад.
Но и сегодня немало мастеров, которые бережно хранят и продолжают культурное наследие предков.  В Сырдарьинском районе, например, хорошо известны работы умельца Жанибека Махамбетова, который из карагача и ивы вырезает традиционные казахские инструменты и домашнюю утварь, опираясь на опыт предков. В Аральском районе  Кудайберген Кулмамбетов много лет занимается прикладным искусством. Его изделия всегда привлекают внимание. Женские украшения, посуда, национальные сувениры, сделанные мастером  из Аральска, очень красивы, радуют глаз.
По словам моего собеседника, главной особенностью работ мастера является то, что они сделаны в традиционном народном стиле, отражая духовные истоки прошлых поколений. Работы хранятся в музеях Казахстана, частных коллекциях, на родине и за рубежом. Самобытный, многогранный художник с разносторонними дарованиями в области прикладного искусства, приверженец и продолжатель национальных традиций, Кудайберген с большим мастерством выполняет работы из металла, кости, дерева, кожи в технике тиснения, инкрустации и резьбы.
Работы Кудайбергена Кулмамбетова  хорошо дополняют коллекцию произведений прикладного искусства народных умельцев прошлых эпох. Когда люди впервые видят женские украшения, то уверены, что они сделаны лет двести – триста назад. И очень удивляются, что эти изделия изготовлены современным мастером. Но его работы хотя и напоминают изделия народных мастеров прошлого,  выполнены по современной технологии,  поэтому  не только внешне красивы, но и по качеству  материала высоко ценятся специалистами.
Любовь к прикладному искусству Кудайберген унаследовал от деда и отца, которые тоже были зергерами, то есть  мастерами-ювелирами. Эстафету мастерства он пере-даёт ученикам. Уже обучил несколько человек, и они достойно продолжают дело учителя – успешно участвуют в областных и республиканских
конкурсах.
Член Союза художников Казахстана К. Кулмамбетов неоднократно успешно участвовал в республиканских и международных выставках. Несколько лет назад он стал лауреатом республиканского конкурса по народному прикладному
искусству.
В нашей области немало и других мастеров, работающих в самых разных направле-ниях, но объединенных одной душевной и духовной ниточкой – любовью к древним народным традициям, желанием их сохранить, стремлением приобщить к этому молодежь.  Они по зову своей души делают большую благородную работу.       
Изобразительное искусство – хороший помощник в изучении истории,  народных традиций прошлого.  По мнению А. Джадайбаева –  заведующего научным центром по изучению изобразительного искусства Казахстана Государственного музея искусства имени А. Костеева, художники,  работающие в Кызылорде, бережно сохраняют связь с традициями прошлого, стремятся выработать свой собственный творческий стиль. Близость к природе,
изучение сельской жизни позволяют им создавать талантливые произведения, показывающие всю богатую палитру родного края.  
Сорок лет работает в Кызыл-
орде  член Союза художников Казахстана Иассауи Агитаев. Когда входишь в его мастерскую, поражает обилие ярких красок на картинах, которых здесь великое множество. Такое ощущение, что попал в комнату с открытыми окнами и в каждом виден красочный мир, где живут прекрасные и добрые люди. На душе становится радостно и светло. А секрет благотворного воздействия картин кроется в мастерстве  и таланте художника, доб-
ром свете его души и сердца.
У каждого художника свой подход, свой взгляд на жизнь. Душа же Иассауи тянется к теме труда. Он старается запечатлеть людей в процессе работы и творческого созидания. Восхищаясь красотами европейской художественной школы, он все же тянется к восточным  темам и особенно – к бытовым картинкам родного Сырдарьинского края, где родился и вырос.    
За сорок лет творческой жизни Иассауи Агитаев создал несколько десятков картин. Живописные произведения отличаются искренностью, лиризмом и точностью изображения  народного быта. Всегда темпераментные с многоцветной палитрой, они передают ощущение радости жизни. Интересна и стилистика работ мастера. В них мы видим элементы классики, символизма, модернизма и восточной декоративности, что позволило ему  соединить традиции, эстетику и идеалы искусства Востока и Запада.
ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВТемы творчества заслуженного деятеля искусств и члена Союза художников Казахстана Каирбая Закирова – связь времен, преемственность древних обычаев, духовное наследие предков. Художник задумывается о произошедших социальных изменениях в жизни кочевников, которые повлияли на духовно-этические основы степного этноса. В графических сериях мастера восхищает разнообразие технических приемов.
Недавно в областной  библиотеке имени Тажибаева состоялся республиканский симпозиум художников и скульпторов «Многоцветье красок независимости», посвященного 20-летия Независимости Казахстана.
В нем участвовали  мастера из Астаны, Алматы, Актобе, Байконура, Тараза и Кызылорды. В рамках симпозиума прошла презентация книги «Кус Жолы» Каирбая Закирова, в которую вошли пятьдесят его лучших художественных произведений.
Работы  члена Союза художников Казахстана Рахима Шегебаева, сторонника реалистической школы, также посвящены природе родного края, народным традициям. На мой вопрос: почему он и его коллеги  много уделяют внимания этой теме, мастер рассказал о том, как художник проходит путь от простого созерцания жизни к созидательному творчеству, как зарождается желание показать в своих работах историю родного края, красоту природы и величие людей  степи:
– Я сельский парень. Детство провел в ауле и имел прекрасную возможность общаться с природой. Детские наблюдения подтолкнули меня к изучению прекрасного мира природы.
Помню незабываемые чувства, когда сидишь возле костра и наблюдаешь приготовление табанана, курта, иремше. Все это делали своими руками. А, когда сделано своими руками, человек уже не будет относиться небрежно к продуктам – будет достойно подавать гостю пиалу кумыса или айрана, свежевыпеченный табанан. С детства помню запах айрана и свежего курта, а ведь мне уже за шестьдесят.
Говоря о мастерах изобразительного искусства, хочется подчеркнуть значимость творчества скульпторов, работы которых логично дополняют произведения живописи.
– В 2011 году в Кызылорде прошел международный симпозиум скульпторов, – напомнил Ш. Саменов, – наши мастера вместе с коллегами из других стран создали около сорока скульптур, объединенных темой «Легенды и философия предков». Часть работ была установлена возле комплекса Коркыт-ата в Кармакши, часть – в Кызылорде. В проекте участвовали и кызылординские мастера, в том числе
Шакирбек Саменов.
Мы были  рады, что получили возможность выразить в работах  свое отношение к истории, раскрыть такую важную тему, как философия номадов и древняя культура степи. Чем это важно? В наших работах отразились различные пласты доисламской культуры предков. Философия номадов – широкая и мощная. Она может создать конкуренцию европейской цивилизации. В последнее время  глобализация как бы стирает Степь. Но надо сохранить свою культуру, свои национальные корни.
Мы попытались сохранить не только стиль первобытных мастеров, но и их  орнамент. В орнаменте предки оставили код жизни того времени. В них зашифрованы философские и этические начала, первичная суть степной цивилизации. Этот код очень важно понять и перенять, чтобы сохранить преемственность  культурного исторического  наследия.
Время не стоит на месте. Каждый мастер понимает, что в  его работе отражается  частичка большого полотна под названием – жизнь, и старается внести в неё свою душу и сердце, чтобы эта работа сияла светом доброты для многих последующих поколений.
6-12-2014 06 декабрь 2014 г. 0 0