• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Жанибек ИСАЕВ
Уже несколько лет, как в казахстанских школах появилась дисциплина «Самопознание». Новое учебное направление значительно отличается от общепринятых школьных предметов и не оставляет сомнения: конечно, нужен! И именно сейчас, когда возникла острая проблема духовного воспитания, этики и морали. Во многих случаях именно предмет «Самопознание» помогает найти ответы на самые жизненные вопросы.
Более десятка лет эта дисциплина внедрятся в детских садах и школах области. Экспериментальные площадки оправдали себя, и сейчас предмет ведется во всех классах. Главная его задача – помочь ребенку познать себя, дать ему раскрыться, разобраться в ценностях жизни и суметь найти ответы на вопросы, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? В век высоких технологий молодому поколению не хватает общения, разговора по душам. Самопознание – это не просто возможность познать самого себя, но и других, дать оценку создавшейся ситуации. И ребенок на таких занятиях учится понимать ситуацию не только по отношению к себе, но и к другим.
В Кызылорде уроки самопознания как пилотный проект были внедрены в средней школе №233 еще в 2002 году. Срок достаточно солидный, и потому здесь один из профессиональных составов учителей по самопознанию.
– Мы рады, что у нас появилась возможность особенного, я бы сказала, душевного общения с детьми, – говорит учитель предмета «Самопознание» этой школы Ольга Митина. – В наше время, когда взрослым некогда обратить внимание на ребенка, самопознание очень своевременный предмет. Мы все, и педагоги, и родители несем ответственность за то, какой выбор сделают наши дети, пойдут ли они дорогою добра, будут ли приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с  окружающим миром, созидать и творить. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки любви.  На каком еще уроке можно рассуждать о любви и счастье, дружбе, о помощи старшим и защите младших, о верности? Главное, чтобы учитель урока самопознания был мудрым и умным.
– Согласна с тем, что многое на уроке самопознания зависит от учителя, – говорит педагог Наталья Журавель. – Как театр начинается с вешалки, так и этот предмет начинается с внешнего образа учителя: как он одет, как говорит, как ведет себя, как держится на уроке. Прежде чем вести урок и ответить на вопросы детей, учитель сам должен познать себя, дать себе свою собственную самооценку. При этом он должен уметь рисовать, петь, что-то мастерить, быть, наконец, артистом, превращая уроки самопознания в небольшие спектакли.
Уроки самопознания направлены на пробуждение и  развитие духовных качеств. Нельзя, например,  ждать от ребенка точного ответа. Может, он даст отрицательный ответ. И здесь важна мудрость и опыт учителя как человека. Из простого вопроса: «Почему? Как? Зачем?» и будет формироваться мировоззрение. А чтобы педагог сам мог легко ориентироваться и понимать, как и что объяснять детям, в области регулярно проводятся семинары, курсы повышения квалификации и обмена опытом. Часто учителя проходят специальные курсы в Национальном научно-практическом, образовательном и оздоровительном центре «Бобек».
Базовое содержание предмета включает четыре основных раздела: познание человеком самого себя; человек и общество; человек и окружающий мир; духовный опыт человечества. На уроках ведется откровенный диалог ученика с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.
С учетом специфики предмета используются разные виды нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Особая роль в этом непростом процессе отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей.
Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и
эстетическом.
На уроках самопознания ученики творчески подходят к своей личности.  Эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе для  дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге дети получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом…
– Уроки самопознания мы проводим не как обычные. Это может быть просто беседа или рассуждение, – продолжает разговор Ольга Митина. –
Каждый ли взрослый в повседневной жизни задумывается над определениями таких простых, казалось бы, понятий, как уважение, открытие, поиск, познание, дружба, трудолюбие, терпение, честность, смелость? Самопознание способствует формированию целостной личности, которая осознает свои чувства, умеет владеть и управлять ими, умеет строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе Любви, Доброжелательности, Взаимопонимания.
С темами уроков самопознания мы сталкиваемся ежедневно. Вот зашла в автобус пожилая женщина. На пассажирском кресле сидит молодая беременная женщина. Кто кому должен уступить? Порой в темах самопознания можно найти ответ даже на правила этикета. Кто кому первым должен протянуть руку для рукопожатия? Кто должен выйти первым из переполненного лифта? Мы с ребятами разбираем их на конкретных примерах. Ученики с нетерпением ждут уроков самопознания. Хотят общими усилиями найти ответы на откровенные вопросы о жизни, о любви, о семье, о будущем. Слушая ответы молодых, я сама учусь. Мне важно их мнение. Оно может отличаться от общепринятых правил, но этому надо найти объяснение.
Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношение с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.
На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.
С учетом специфики самопознания используются разные виды нестандартных уроков, обладающие здоровье-
сберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки-
дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и другие.
Как отмечают учителя, миллионы людей во всем мире, которые только начинают по-настоящему открывать для себя мир, в котором живут, сталкиваются с многочисленными, необъяснимыми, на их взгляд, явлениями, задают себе множество вопросов. Помочь подрастающему поколению найти ответы – задача любого общества, которое заинтересовано в своем развитии. Если обратиться к вопросам, столь актуальным для молодых людей, к их проблемам, то можно легко заметить, что эти вопросы и проблемы существуют всегда и, по всей видимости, относятся к разряду вечных. Трудно найти людей, которые не спрашивают или не спрашивали бы себя «Кто я?», «Для чего я живу?», «Почему происходят
войны?», «Почему родители не обращаются со мной так, как мне хочется?», «Каковы люди, проживающие в других странах? Чем они отличаются от меня?», «Как лучше устроить свое будущее: куда лучше пойти учиться, работать?» и т.д. Получить ответы на эти и многие другие подобные вопросы можно, использую различные источники. Но одним из наиболее достоверных и проверенных временем источников является притча.  Вот одна из них. Сын падишаха спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя:
– Скажи, отец, откуда твоя великая мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя учили тебя?
Шах ответил сыну:
– Сын мой, я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были во всем подобны твоим учителям. Но то, что все называют мудростью, я получил не только от них. Я получил ее у самой жизни, у природы. Наблюдая за муравьем, я научился трудолюбию, терпению, стремлению к достижению цели. У орла – наблюдательности, быстрому принятию решения. У барса – ловкости и выносливости. У перепелки – любви, умению заботиться о близких. Истинная мудрость – всегда рядом с нами. Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты ей…
6-12-2014 06 декабрь 2014 г. 0 0