• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДЕТСКИЕ ДОМА ВОЕННОЙ ПОРЫ

Великая Отечественная война принесла множество тягот всему советскому народу независимо от того прифронтовая это зона или глубокий тыл.
С первых дней войны поток эвакуированных граждан хлынул в восточные районы СССР, в том числе и в Казахстан. Это своеобразное переселение народов создало много проблем социально-экономического характера. Одна из них та, что многие члены семьей по разным причинам были разлучены друг с другом. Много было осиротевших детей – уходить из дома вынуждала сама жизнь.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы 129 детских домов и 15 московских школьных интернатов с контингентом 17400 детей. Первые эвакуированные детские дома в Кызылординской области появились уже в первые месяцы войны. В справке «О состоянии трудового устройства и размещении эвакуированного населения в Кзыл-Ординской области на 20.10. 41г.»
говорится: «В нашей области организовано шесть детдомов с 625 детьми, из них 287 человек ясельного возраста от 8 месяцев до 3 лет переданы в ведение облоно, 338 человек ясельного возраста переданы облздраву, а на базе Дома отдыха железнодорожников организован для них специальный детдом».
В это же время были организованы детские дома в Сырдарьинском районе при колхозе имени Сталина, где на 20 октября было 283 ребенка, в детском доме при колхозе имени Молотова находилось 55 детей. Руководство области вело подготовительные работы по приему еще 3 детских домов, 2 домов малюток, госпиталя и других эвакуированных учреждений.
К весне 1942 года по Кызылординской области численность детских домов и контингент воспитанников в них увеличились. Это хорошо видно из решения исполкома областного совета депутатов, где упоминаются Яны-Курганский детский дом, Казалинский детский дом имени Цюрупы – 286 воспитанников, Кармакчинский школьный детский дом, Чиилийский детский дом №3, Каракеткенский интернат в Жалагашском районе для московских школьников, Чиилийский детский дом №4, Аламесекский детский дом.
В 1942 году на территории области уже действовало 10 детских домов, контингент воспитанников которых пополнялся с каждым днем задержанными в большинстве случаев на станциях области беспризорниками. Рост числа беспризорников был настолько велик, что к имеюшемуся в Кзыл-Орде детприемнику было решено дополнительно открыть детприемники в Казалинске и в поселке Чиили. Стоит отметить, что дети до 14 лет направлялись в детские дома или же определялись на патронирование. А те, кому уже исполнилось 14, трудоустраивались на производстве или же направлялись на работы в колхозы.
 Состояние детских домов военного периода было очень тяжелым. Не хватало одежды, еды, постельных и других принадлежностей. Но местные власти старались в меру своих сил наладить быт и обеспечить необходимым воспитанников детских домов. Было принято решение об улучшении снабжения детских домов продуктами питания, одеждой и постельными принадлежностями, создании приусадебных хозяйств, укреплении состава воспитателей, проведении ремонтных работ и т.д. Однако в действительности положение оставляло желать лучшего.
На начало 1945 года в 12 детских домах Кызылординской области насчитывалось 2367 детей, а к 1 августа – 1323, и это при том, что за этот период прибыло еще 859 воспитанников. Причиной сокрашения численности воспитанников явилось то, что детей, достигших 14 лет, направляли на учебу или же устраивали на работу. Также сказалось высокая смертность среди детдомовцев. За 7 месяцев в Аральском детском доме умерло 12 воспитанников, в Казалинском – 48, в Кармакчинском — 37, Терень-Узякском — 23, Кзыл-Ординском – 27, в трех детских домах Сырдаринского района – 8, Чиилийском  — 81, Яны-Курганском – 11, всего по всем детдомам области — 247 детей. Основная причина – истощение детского организма вследствие недоедания.
Нехватка еды и другие проблемы толкали детей к побегу из детских домов. За те же семь месяцев из детдомов области сбежали 173 воспитанника.
Несмотря на нехватку еды, одежды и другие проблемы, учебный процес в детдомах не прекращался. Правда, был острый дефицит педагогических кадров, в первую очередь, воспитателей, основу которых составляли вчерашние выпускники школ.
В 1942 году в передовой статье газеты «Правда» был затронут вопрос  усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, и этот призыв нашел в стране широкий отклик. Активность здесь проявили жители Кармакчинского района, где было усыновлено и взято на воспитание 19 детей. Женщины-казашки усыновляли или брали на воспитание сирот разных национальностей. Ажаркуль Ахметова из Кзыл-Орды взяла русского ребенка и в своем письме мужу писала: «У нас есть теперь сын, я взяла на воспитание двухмесячного мальчика и назвала его Серикбай». Жена фронтовика А.Насырова взяла на воспитание русскую девочку, а Л.Шаева – белорусского мальчика. И таких людей в области было немало.
           Айтжан ОРАЗБАКОВ,
доцент КГУ имени Коркыта ата, кандидат исторических наук
Зинеш АТЕЕВА,
учитель школы-гимназии №212, магистр исторических наук
6-5-2017 06 май 2017 г. 1 829 0