• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

О ЧЕМ ПОЕТ КОБЫЗ

О ЧЕМ ПОЕТ КОБЫЗ«Там, где звучит кобыз Коркыта ата, не властна смерть» — так гласит народная поговорка. Смысл этих слов понимаешь в Кызылординской области, стоя у мемориального комплекса «Коркыт ата», где ветер разносит по бескрайней степи звуки кобыза и кажется, что время остановилось.
В 18 км от станции Жосалы Кармакшинского района на берегу Сырдарьи расположена могила святого Коркыта ата. Там и сооружен мемориальный комплекс. У тюркоязычных народов сохранилось много легенд о мудреце, искавшем секреты вечной жизни.
Существует легенда о том, что Коркыт, осознав скоротечность человеческой жизни, и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, решился покинуть дом и отправился на поиски пути для избавления от страданий, в поисках бессмертия.
Мысль о том, что всему придет конец, мучила его в поисках бесконечной жизни. Он всюду видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, даже горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта.
Видя и слыша это, Коркыт в одиноких терзаниях смастерил из дерева ширгай — первый кобыз (казахский музыкальный инструмент), натянул на него струны из конских волос и заиграл, изливая мысли и чувства в музыке. Он вложил душу в эти мелодии, чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Все внимательно слушали кюи Коркыта. Птицы в небе прекращали полет, замолкал ветер. Смерть тоже внимала музыке, но не приближалась к нему.
Вот так, играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие – музыкальный инструмент кобыз. Откровение пришло к старцу на берегу родной реки Сырдарьи, после чего Коркыт ата назвал это место «центром земли». За долгие бессонные ночи он, наконец, уснул крепким сном. Подкравшаяся змея ужалила Коркыта ата. Но даже после смерти мелодии продолжают звучать. Согласно легендам по просьбе Коркыта на его могилу положен кобыз.
Жизнь старца – не просто красивая легенда. Исторические документы подтверждают его существование. Первое письменное доказательство о Коркыте — героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». Эпос известен в основном по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской, которая состоит из 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»).
По «Книге» родина Коркыта – городище Жанкент, центр огузских племен IX-XI веков, который располагался на берегах Сырдарьи. А место, где он приобрел бессмертие, – Кармакшинский район.
В эпосе Коркыт выступает и сказителем, и героем. В конце каждого сказания он сочиняет песню в честь батыра, прославляя подвиг, и славит хана. Предания о Коркыте встречаются у всех тюркоязычных народов.
В «Китаби деде Коркуд» старец представлен визирем, который ведал канцелярией четырех наместников тюркского каганата – Инала, Көл-Еркена, Каңлы-қожи и Тұман хан. В то время эти правители владели обширной территорией Семиречья, Центрального и Восточного Казахстана. Известно, что правители огузов в Средней и Передней  Азии происходили из этого племени.
Это не единственный источник. В труде «Родословная туркмен» (Шежери Теракиме), который написал хивинский хан шейбанид Абулгази, живший в XVII веке, также говорится о мудреце из огузов Коркыте, который был советником хана. Среди прочих, в XV веке в турецкой литературе имя Коркыта упоминается в «Тарихи аль Сельджуке» в XV веке.
Также в Турции близ Антальи находится город Коркутели, переименованный в честь сына султана Баязида II принца Коркуда, который, кстати, как и легендарный Коркыт из Огузов, был известен любовью к поэзии и музыке. Интересно, что именно к этой эпохе расширения Османского государства относится время распространения сказаний о предках османского народа — огузах.
В памяти народа Коркыт ата прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. В казахском музыкальном искусстве сохранилось наследие Коркыта, его кюи. Самые известные из них – «Тәңір күйі» («Кюй небу»), «Аққу» («Белый лебедь»), «Елім-ай, халқым-ай» и др. Сохранилась история написания некоторых из них. Кюй «Желмая» посвящён верблюжонку, которого подарили Коркыту. Он растил его, как ребенка. Верблюжонок подрастал и везде следовал за Коркытом. А согласно легенде созданию кюя «Елім-ай, халқым-ай!» — Коркыт желал спокойствия и благополучия своему народу. И когда пришло видение, что на степь обрушатся войны и бедствия, он впал в отчаяние.
Если память о Коркыте хранилась в эпосах и легендах, то его мавзолей, находившийся на берегу реки Сырдарья, начал размываться.
В 1866 году востоковед Абубакир Диваев, проезжая из Ташкента в Казалинск, посетил могилу Коркыта. Её он нашел в плачевном состоянии и попросил сопровождавшего его помощника коменданта Форта №1 уезда подполковника Арзамазцева (тот был фотолюбителем) сделать две фотографии: одна сделана с берега, вторая – со льда реки. Одну из фотографий вы сможете увидеть в музее при мемориальном комплексе. В 1952 году мавзолей полностью смыло водой, обломки до сих пор лежат на дне реки.
По инициативе первого секретаря Кармакшинского райкома Компартии Казахстана Е.Кошербаева и архитектора Б.Ибраева в 1980 году началось строительство памятника в честь Коркыта ата. Во время подготовки к международной конференции под названием «Коркыт и тюркский мир», которая проходила в Кызылорде в 1997 году, построили амфитеатр, пирамиду желаний, музей. Создан целый мемориальный комплекс.
Памятник после реконструкции представляет собой четыре вертикальные стелы из гранита высотой 12,1 метра с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по четырем сторонам света и по форме напоминает кулпытас. Расширающиеся раструбы ассоциируются с кобызом. В центральной части имеется орган из сорока металлических труб, издающих при дуновении ветра звуки, напоминающие звучание кобыза, которые спроектировал физик-акустик Совет Исатаев.
В 2014 году по заданию Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева была проведена полная реконструкция комплекса, в ходе которой построили новые здания музея, администрации с использованием природного камня травертин. Экспозиция музея пополнилась новыми экспонатами, рассказывающими об истории жизни Коркыта.
С высоты птичьего полета комплекс имеет очертания кобыза, лежащего на ковре.  Два здания – музей и администрация – это два ушка (регуляторы струны). Лестница – струны, памятник «Кошкар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза. И дальше идет завершающий корпус кобыза.
Скульптура «Кошкар» — это образ из древнеарийской и казахской мифологии, который является символом небесной удачи и защиты от злых сил. Поэтому форма всей скульптуры носит сложный характер, сочетающий образ кошкара и сакского грифона: голова грифона, крылья на спине, ноги, как у сфинкса. В данном образе воплотились  традиции священного оберега кочевников.
Изображения кошкара найдены на Орхон-Енисейских каменных петроглифах, на шапке Иссыкского Золотого воина,  короне тюрского кагана Кюль Тегина,  гербе Джучи хана, на древних монетах, могилах и святилищах Монголии и т.д. В этом символе птица Самрук с головой орла и крыльями, с небесным космическим Бараном, который летает между настоящим и иным мирами.
Когда Казахстану выпала честь провести в 2017 году международную выставку «EXPO-2017», организаторами было принято решение предоставить гостям и участникам выставки возможность посетить историческое наследие Кызылординской области – всемирно известный космодром «Байконур» и мемориальный комплекс «Коркыт ата». Ожидается, что на время «EXPO» более 25000 человек прибудут на землю Сыра, чтобы самим услышать чарующие звуки кобыза и впитать в себя частичку бессмертия, которое подарил Коркыт ата.
Информационный-ресурсный центр «Астана «ЭКСПО-2017»
6-6-2017 06 июнь 2017 г. 1 776 0