• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ: ДОЛГИ И ДВЕ СТОРОНЫ СЧЕТЧИКА

Наталья ЧЕРНЕЙ
В областном Доме дружбы состоялись общественные слушания по вопросам предоставления тепла потребителям, дальнейшей судьбы  приборов учета тепла, долгов за тепловую энергию.
На слушания пришли  представители ГКП «КТЭЦ», ГУ «Территориальный департамент Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК по Кызылординской области», ТОО «Тұрғын үй қызметі», департамента  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции, председатели КСК и жители города.
Об итогах прошедшего отопительного сезона отчитался директор ГКП «КТЭЦ»  Бауржан Мадраимов. Он рассказал, что  в прошлом году на подготовку отопительного сезона было затрачено 2 823,7 млн. тенге, в том числе 289,5 млн. собственных средств, 1626 млн. заемных средств ЕБРР и  908,2 млн. тенге по программе «Нұрлы жол» . Отопительный сезон прошел в штатном режиме, без сбоев и технологических нарушений. От населения поступило 320 жалоб на качество подаваемого тепла, в диспетчерскую службу поступило 403 заявки, все  были рассмотрены и приняты соответствующие меры.
После доклада началось обсуждение. Юрист Кызылординского областного общества защиты  прав потребителей  Руслан Жумабаев, в частности, рассказал о характере поступивших жалоб от жителей города.  Большинство касалось несоответствия температурного режима в квартирах. По каждой жалобе создавалась комиссия и выяснялись причины.  Сотрудники ГКП «КТЭЦ»  утверждали, что у них по приборам учета температурный режим не нарушался, и тепло подавалось согласно нормативам. Однако в квартирах потребителей  было холодно. Как выяснилось, загвоздка была в том, что большую часть жилого фонда города составляют многоэтажки, построенные во времена Советского Союза,  которые по ряду причин не попали в  программу  модернизации ЖКХ. В результате при  подаче тепла  его значительная часть терялась еще до поступления в квартиры. А за это отвечают  не тепловики, а КСК.
Достаточно жаркий разговор развернулся  вокруг установленных в многоэтажках приборов учета тепла. В частности, жильцы недоумевали, почему  после установки в доме теплосчетчиков, который должен способствовать экономии тепла и денег за него, этого не произошло.
По данным ГКП «КТЭЦ»,  в городе установлено 238 приборов учета, из них сегодня в рабочем состоянии только  121.  То есть  почти пятьдесят  процентов  теплосчетчиков - в нерабочем состоянии. Почему получилось, что государственные деньги,  выделенные на  покупку счетчиков оказались выброшены на ветер?  Вопрос остался без ответа.
Доводы тепловиков по этому поводу были такие: за надлежащим состоянием приборов учета и подвалов, в которых они размещаются, отвечают КСК.   Но представители КСК  с этим не согласны, поскольку в их  обязанности входит  только обслуживание объектов кондоминиума. В  случае необходимости замены труб  в квартирах, собственники жилья должны дополнительно оплачивать такие работы и материалы. Только в этом случае КСК могут проводить ремонтные работы. По поводу теплосчетчиков представители КСК пояснили, что не брали на свой баланс приборы учета и поэтому не отвечают за их содержание.
Ни для кого не секрет, что плата за отопление  составляет солидную часть в общей доле коммунальных услуг. Естественно, каждый потребитель хочет определить, насколько соответствует реальное потребление тепла, воды и электроэнергии выставленным счетам.  Казалось бы, установка  счетчика должна способствовать  экономии средств потребителей. На деле оказалось не так. Потребители платят за счетчик, который им установили в кредит,  а  счета за тепло им приносят как и раньше  исходя из общей площади жилья. Спрашивается  для чего устанавливали счетчик? По этому поводу  Бауржан  Мадраимов сказал, что  теплосчетчики, как и другие приборы учета, имеют свой срок эксплуатации, по окончании которого приборы учета должны проходить поверку в соответствующих лабораториях. Расходы за поверку несут сами жильцы. И показания тех приборов учета, у которых срок поверки закончился, больше   не снимаются и счета выставляются без учета этих приборов.
Бауржан Мадраимов предложил передать услуги по обслуживанию счетчиков в  ГКП «КТЭЦ».  Эту идею поддержал  заместитель руководителя управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Руслан  Нурмаганбетов, но при условии, что у предприятия будет необходимый  ресурс для обслуживания приборов учета тепла.
Член общественного совета Серик Тенизбаев сказал, что для теплоснабжающих организаций основной задачей и обязанностью  является подача тепла, они  с этим  не всегда справляются. А если им еще  в обязанность вменить  обслуживание теплосчетчиков? Чтобы обслуживать приборы по-настоящему,  нужно иметь  немалые средства и штат квалифицированных специалистов, а это дополнительная финансовая нагрузка на предприятие.
Против передачи такой услуги государственному предприятию высказалась  заместитель директора КФ АО « Нацио-
нальный центр экспертизы и сертификации»  Надежда Ленева. По ее словам, в  регионе достаточно  предприятий малого бизнеса, у которых имеются квалифицированные специалисты по обслуживанию внутридомовых сетей и приборов учета тепла. Например, ПК «Стандарт», ТОО «Квант» и т.д. Эти предприятия  не только устанавливают  теплосчетчики, но и берут на себя всю ответсвенность по их обслуживанию и эксплуатации. В результате потребители реально ощущают экономию на оплате за тепло.
Была затронута тема долгов за тепло.  В  Кызылорде 654 многоэтажки. По словам Бауржана  Мадраимова, если на начало отопительного сезона задолженность потребителей перед ГКП «КТЭЦ» составляла 748 млн. тенге, то сегодня  - 591,9 млн. тенге.   Дебиторская  задолженность ГКП «КТЭЦ» за газ на конец отопительного сезона составляла 491,3 млн. тенге,  сейчас снизилась  до 485 млн. тенге. То есть  наметилась положительная динамика по снижению задолженности.
Еще одна тема обсуждения стала -  подготовка к предстоящему отопительному сезону. И здесь основным вопросом стало своевременное получение паспорта технической готовности многоэтажных жилых домов.  По словам членов общественного совета и жильцов,  эта работа  проводится у нас формально. В частности, при подготовке к отопительному сезону тепловики должны привести в порядок магистральные тепловые сети до границы балансовой принадлежности, а коммуникации, находящиеся внутри жилого дома - это уже совместная  работа КСК и жителей.  Члены общественного совета во время отопительного сезона не раз  проводили рейды по подвалам  многоэтажек.  И потому аргументированно утверждают, что  эти работы у нас  проводятся не везде, большинство подвалов просто заполнены водой, из-за чего в них невозможно проводить ремонт. Когда наступают холода, чтобы люди не мерзли в квартирах, паспорта готовности выдают формально.
По итогам встречи было вынесено решение не производить подключение к теплу жилых домов без предоставления паспортов готовности, соответствующих требованиям закона РК, произвести инвентаризацию имеющихся теплосчетчиков до конца июня 2017-го, установить их собственников для дальнейшего решения вопроса их эксплуатации.
6-6-2017 06 июнь 2017 г. 1 122 0