Игорь ГОРИН
Историческая родина тюльпанов — отроги Тянь-Шаня, которые находятся в Казахстане.
Это как раз хребет Каратау, что тянется по двум нашим южным районам. Отсюда тюльпан сам собой расселился по нашей бескрайней степи. Отсюда он попал в Персию, и там за схожесть с ярким головным убором персов тюрбаном его так и назвали – тюрбан. Потом в латинском языке кто-то картавый «р» превратил в «л», и пошло-поехало гулять новое слово-цветок по всей Европе. Больше всего он пришелся по нраву голландцам. Они уже несколько веков занимаются его селекцией. Именно из этой страны уже в ХХI веке наш любимый кызгалдак в виде сортового городского тюльпана вернулся в Кызылорду.
Путешествие длиною в тысячу лет пошло цветку на пользу – невероятно удлинился период радости видеть его цветущим. В степи жизнь цветка скоротечна. Чаще всего она длится всего два-три дня, а если в это время задует сухой ветер, то от раскрытия бутона до увядания проходит всего несколько часов.
Голландский город-ской праправнук нашего кызгалдака устойчив и к жаре, и к холоду. Третья неделя пошла с того момента, как начали распускаться первые бутоны тюльпанов на клумбах в Кызылорде перед областным медицинским центром. За это время были жаркие (+28 градусов) и холодные (до 0 градусов) дни и ночи, но тюльпаны выдержали эти перепады во всей красе. Удивительно и то, что за это время из тысяч расцветших здесь тюльпанов кызыл-ординцы сорвали буквально несколько цветков – оказывается, умеем вести себя как в Голландии.
Плантации тюльпанов, так неожиданно (луковицы высаживали осенью) возникшие у нас на глазах, буквально из-под снега, лишний раз нам всем доказывают, что у нас все получится – стоит только захотеть и захотеть уметь.