• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖАЛОВАТЬСЯ ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ

С наступлением очередного сезона читатели часто  жалуются на качество покупаемой  обуви. Давайте посмотрим, что нам гарантирует Закон «О защите прав потребителей».
Например, закон четко очерчивает минимальный гарантийный срок вне зависимости от того, о каком товаре идет речь, и вне зависимости от того, где он был куплен (на рынке, в магазине), – два года. Отсутствие чека вовсе не лишает покупателя возможности предъявить претензии. О чем четко сказано в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». И можно ссылаться не только на свидетелей, но и на фото- , видеосъемку. Вести ее продавец не вправе запретить (ст. 24). Это, кстати, один из немногих принципиально новых пунктов, которым пополнился Закон «О защите прав потребителей».
В редакцию обратился горожанин Айбек К., который пожаловался  на  качество услуг на некоторых кызылординских автомойках.
– Свой автомобиль  я загнал на автомойку. Там машину помыли, а затем... разбили, – пожаловался автовладелец.
Дело в том, что когда клиент выезжал из ворот автомойки, одна из створок захлопнулась и ударила в крыло машины. Но ведь он, прежде чем выехать, получил на это разрешение. А потому логично, что он предъявил автомойке претензии:
– Я сам предприниматель, и потому в роли потребителя очень объективен. На глаз оценил ущерб в 70 тысяч тенге. Но хозяин автомойки с суммой не согласился. Хорошо. Я заказал официальную оценку. Ошибся не намного. Сумма – 65 тысяч тенге.
На этом история не закончилась. Автомойка  пригласила своего эксперта, который оценил ущерб в 35 тысяч. В конце концов терпение клиента лопнуло, и он обратился за помощью в суд. Пока юрист готовил иск, проблему удалось решить до суда – с помощью медиации. Для тех, кто еще не в курсе, – это технология альтернативного урегулирования спора с помощью нейтральной стороны. В ее роли и выступил юрист. История закончилась благополучно. Предприниматель признал вину, оплатил ущерб.
– В данном случае потребитель мог вообще не заказывать экспертизу, доказывать свою правоту. Достаточно было за-явить о своих претензиях и правах услугодателю. Это удел бизнесмена доказывать, что случившееся, возможно, вызвано действием непреодолимой силы и заказывать экспертизу, если не согласен с ценой клиента. Причем клиент имеет полное право присутствовать при экспертизе, – прокомментировал юрист Бауржан Искаков.
Жалобы потребителей поступают и на телефон «горячей линии» департамента по защите прав потребителей. С начала года на нее поступило 229 заявлений.
С начала года поступило более ста претензий на продавцов, как рынков, так и крупных торговых центров. Граждане жалуются на качество товара, отказ при обмене или возврате денег и некорректное поведение торговцев.
– В первую очередь по закону в течение первых четырнадцати дней потребитель имеет право обменять товар. Даже если товар качественный, тут он имеет права обменять товар на товар другой марки, артикула, модели, если необходимо доплатить. Либо обменять на аналогичный товар, либо товар вернуть и получить обратно свои деньги, – проинформировала руководитель отдела по защите прав потребителей департамента по защите прав потребителей Индира  Басманова.  – Хотелось бы добавить для сведения потребителей, что информация о наименовании товара, услуге должна быть на казахском и русском языках в документации, прилагаемой к товару (работе, услуге), на потребительской таре, этикетках. Причем это распространяется и на товар, приобретенный через Интернет. Не стоит покупать товар без четкого понимания о свойствах товара, несмотря на очень красочную и убедительную этикетку, внушающего доверия места и внешнего вида продавца. Если по внешнему виду товара невозможно определить, соответствует ли он тем свойствам, которые продавец приписывает товару или услуге, можно запросить технические паспорта, характеристику, инструкцию к применению, сертификаты соответствия и другие документы на товар (это входит в обязанности продавца), сравнить с аналогичными товарами. Если на этикетке товара нет нужной информации либо при оказании услуг потребителю не могут подробно рассказать о реализуемом продукте или сервисе, то от такого приобретения лучше отказаться.
7-1-2017 07 январь 2017 г. 824 0