• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОРОГА, КОТОРУЮ МЫ ОЧЕНЬ ЖДЕМ

Казыбек БОТАЕВ
ДОРОГА, КОТОРУЮ МЫ ОЧЕНЬ ЖДЕМОдним из важных вопросов для нашей области является реализация проекта «Реконструкция участка «Кызылорда-Жезказган» автомобильной дороги республиканского значения «Кызылорда-Жезказган-Караганда-Баянаул-Калкаман».
Впрочем, эта дорога имеет стратегически важное значение не только для развития экономики нашего региона, но и всей республики. Она соединяет южные регионы Казахстана с центральными и северными областями. Кроме всего прочего, реконструкция позволит значительно сократить расстояние до северных и центральных областей Казахстана, а также откроет выход к границе Россйской Федерации.
В свое время проект строительства этой дороги был включен в государственную программу «Нұрлы жол». Были заключены предварительные соглашения с рядом международных банков, которые изъявили желание принять участие в реализации важных для региона проектов. Так, в мае 2016 года Европейский банк реконструкции и развития обратился в Министерство по инвестициям и развитию РК с предложением об участии в финансировании проекта «Реконструкция автомобильной дороги «Кызылорда-Жезказган-Караганда». На Астанинском экономическом форуме, прошедшем летом прошлого года, руководитель ЕБРР Сума Чакрабарти,  который является сопредседателем совета иностранных инвесторов при Президенте РК, подтвердил инициативу по финансированию ряда проектов, которые являются очень важными для нашего региона. Среди них и реконструкция автомобильной дороги «Кызылорда – Жезказган».
На Координационном совете, который состоялся 30 июня 2016 года по реализации рамочных соглашений о партнерстве между Правительством РК и международными финансовыми организациями, был одобрен проект «Реконструкция участка «Кызыл-
орда – Жезказган» автомобильной дороги республиканского значения «Кызылорда-Жезказган-Караганда-Баянаул-Калкаман». Строительные работы планируется проводить за счет займа Европейского банка реконструкции и развития – 200 миллионов долларов США. Еще 200 миллионов «зеленых» изъявил желание инвестировать в реализацию проекта Азиатский банк развития.
На сегодняшний день реконструкции требуют 59 километров дороги в Кызылординской и 98 километров в Карагандинской областях. Однако в рамках договора с международными банками планируется провести реконструкцию всей автомобильной дороги от  Кызылорды до Караганды протяженностью 925 километров. По словам специалистов, она будет иметь вторую техническую категорию и станет вторым транзитным автокоридором, который пройдет через территорию нашей области.
Однако не будем забывать, что это предварительное соглашение, в которое еще неоднократно будут вноситься изменения и дополнения, а затем документ поступит на рассмотрение депутатов Парламента РК. Последняя инстанция – Президент Казахстана, который утвердит проект. И лишь после этого начнется его финансирование. И потому, как говорит руководитель Кызылординского филиала РГП «Казахавтодор» Ерулан Жунисов, говорить сегодня о том, что вопрос со строительством дороги решен, было бы преждевременно.
Сейчас, по словам Е. Жунисова, работы ведутся по таким направлениям, как «Астана – Алматы», «Астана – Восток», который соединит столицу Казахстана с Павлодаром и Усть-Каменогорском.
ДОРОГА, КОТОРУЮ МЫ ОЧЕНЬ ЖДЕМ– Дело в том, что работы по этим двум направлениям были начаты еще до 2016 года, и поэтому все силы брошены на их завершение, - говорит он. – К тому же работы финансировались из республиканского бюджета. Среди приоритетных направлений также «Астана – Запад», которое соединит столицу с Актобе, Атырау, Актау и Уральском.
По словам руководителя областного филиала «Казахавтодора», на реконструкцию кызылординского участка протяженностью 59 километров требуется 14 миллиардов тенге. Однако строительные работы начнутся и будут проводиться одновременно на всем протяжении автодороги от Кызылорды до Караганды, как это было при строительстве международного автобана «Западная Европа – Западный Китай».
Справедливости ради отметим, что заключение государственной экспертизы на реконструкцию названного выше участка дороги было получено еще в 2013 году. Однако каждый раз, когда дело доходило до сроков начала ремонтных работ, они откладывались. Сейчас, как говорит
Е. Жунисов, все ждут финансирования, начало которого будет означать начало строительных работ. В соответствии с требованиями банков состоятся конкурсы, которые выявят подрядные компании.
В то же время, несмотря ни на что, дорогу необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Потоки автомашин и грузов по ней растут с каждым годом. И потому текущий ремонт, а также работа, направленная на содержание дороги, проводятся постоянно. Большая часть средств, выделенных на эти цели, направляется на наиболее слабые участки, которые в период дождей становятся практически непроходимыми для автотранспорта. Причем, не имеет значения, на территории какой области этот участок находится. В прошлом году провели текущий ремонт 25 километров дороги. Е. Жунисов говорит, что на днях лично убедился в том, что дорога на территории нашей области ровная, посыпана гравийно-песчаной смесью. Да и на территории соседей дорожное полотно в рабочем состоянии.
Раньше вдоль автомобильной дороги работали дорожно-эксплуатационные участки или пункты. Сейчас такие структуры работают вдоль международного транзитного автокоридора «Западная Европа – Западный Китай» в каждом районе, а также в окрестностях Кызылорды и Байконура. Что касается дороги на Жезказган, то сейчас действует лишь один так называемый обогревательный пункт в местечке Калмас, построенный в 1970 году. Его решили отремонтировать. Зимой, когда нередки заносы, особенно нужна тяжелая техника. В настоящее время там постоянно дежурят два трактора К-700 и другая техника, которая регулярно производит работы по содержанию дороги. Есть своя электростанция, спутниковая связь.
Однако и этот пункт, по большому счету, погоды не делает. Вдоль дороги на сотни километров нет населенных пунктов. Добавим к этому полное отсутствие мобильной связи – спутниковый телефон доступен не всем. И поэтому водителям приходится рассчитывать только на себя. Особенно тяжело в зимнее время. Если заметет дорогу, случится поломка или замерзнет солярка – считай остался в голой степи. Каждый год осенью и зимой из-за обильных осадков автотранспортные средства застревают и иногда неделями находятся в плену стихии. И тогда на помощь к ним приходят спасатели.
7-1-2017 07 январь 2017 г. 2 367 0