• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СЧЕТЧИК ДЕНЬГИ СЭКОНОМИТ

 Наталья ЧЕРНЕЙ
Департамент Комитета технического регулирования и метрологии по Кызылординской области  провел «круглый стол» на тему «Приборы учета, применяемые  в жилищно-коммунальном хозяйстве».
В его работе приняли участие представители Кызылординского  филиала АО «НаЦЭкС», уполномоченных государственных органов, специалисты ресурсоснабжающих организаций и руководители компаний, занимающихся установкой и  обслуживанием  коммунальных приборов учета.
По словам руководителя департамента Ерканата  Кеулимжаева, поводом для этой встречи послужили многочисленные жалобы, поступающие от потребителей,  касающиеся эксплуатации индивидуальных приборов учета электроэнергии, газа, холодной  воды. В частности, потребителей интересует, если истек срок службы прибора учета, надо ли его менять или достаточно провести поверку и кто должен за это платить?
— Счетчики горячей и холодной воды, газа и электроэнергии являются приборами учета, используемыми при расчетах между потребителями и поставщиками  коммунальных услуг, которые во время эксплуатации обязательно должны проходить поверку в аккредитованных метрологических службах для определения и подтверждения их соответствия установленным техническим и метрологическим требованиям, — сказала главный специалист ДКТРМ по Кызылординской области Айгуль Абдукаримова.
В Казахстане применяются только те приборы, которые прошли регистрацию и занесены в государственный реестр средств измерений.    Пользователи приборов учета должны знать, что интервал поверки, который указан в паспорте на конкретный прибор учёта, является рекомендуемым заводом-изготовителем, и не всегда совпадает с тем интервалом, который определен в государственном реестре средств измерений Республики Казахстан. Очередная периодическая поверка проводится через соответствующий для каждого типа счетчика межповерочный интервал, начиная с даты его выпуска, а не с даты установки.
Для водо- и электросчетчиков межповерочный интервал составляет 4 - 5 лет. Если приборы учета в квартирах установил монополист, то они находятся на его балансе и проводить поверку таких приборов учета обязан монополист за свой счет. Если же счетчики устанавливали потребители за свой счет, то и поверку обязаны проводить сами.
Но на деле сложилось так, что  большинство потребителей, которые установили  водомеры пять – шесть лет назад, понятия не имеют о том, что счетчики надо поверять. То же самое касается и газосчетчиков. А все потому, что сотрудники этих служб не ведут разъяснительную работу с потребителями, поскольку и сами не всегда владеют нужной информацией.
И здесь сотрудникам того же Водоканала надо усилить разъяснительную работу с потребителями и объяснить им, что  использование неповеренного счетчика  является нарушением законодательства в области обеспечения единства измерений и согласно Кодексу Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» влечет за собой штраф  для граждан — 30 месячных расчетных показателей,  для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 50, а для юридических лиц — от 100 до 200 МРП.
 Не остались в стороне и общедомовые приборы учета тепловой энергии. В частности, был затронут механизм материальной ответственности за сохранность этих приборов и система стимулирования за экономию
тепловой энергии и воды.
По информации департамента естественных монополий по Кызылординской области, с введением в действие Закона РК «Об энергосбережении и энергоэффективности» с  2013 года потребители должны производить оплату за потребленную тепловую энергию дифференцированно. То есть, потребители, проживающие в жилых домах, где не установлены приборы учета тепловой энергии, будут вести оплату по увеличенному тарифу, в отличие от тех, в чьих домах такие приборы имеются. Для юридических лиц, также не имеющих приборов учета, тариф повышен на 50%.
Ни для кого не секрет, что плата за отопление  составляет солидную часть в общей доле коммунальных услуг. Естественно, каждый потребитель хочет определить, насколько соответствует реальное потребление тепла, воды и электроэнергии выставленным счетам.  Уже доказано, что установка такого прибора экономит средства потребителей от 20% до 30% за отопительный сезон при условии рационального использования тепловой энергии. Помимо этого, в руках абонентов оказывается достоверная и полная информация о ситуации с теплоснабжением на объекте, о температуре подаваемого теплоносителя, его расходе в системе отопления.
И это, конечно же, хорошо. Но при условии, если есть ответственный человек, который каждый месяц снимает показания
теплосчетчика. У предпринимателей в этом плане  проще. Они за свой счет устанавли¬вают теплосчетчик, и  предприятие, которое его установило, обслуживает этот прибор учета. А вот в многоэтажках таких обслуживающих предприятий нет,  а самим тепловикам невыгодно ходить по домам и ежемесячно снимать показания.
В некоторых многоэтажках собирают деньги для оплаты человеку, который должен следить за теплосчетчиком, передавать показания в теплоснабжающую организацию и т.д. Гражданин в теплые дни спускается в подвал и самостоятельно перекрывает вентили на отоплении, чтобы меньше расходовалось тепло. Осенью он не включает отопление до последнего, а весной старается как можно раньше его отключить. Конечно, это не дело. А если бы были закрепленные за каждым домом предприятия, отвечающие за обслуживание и эксплуатацию теплосчетчиков, то такой самодеятельности не было бы.
— Вопрос ответственности за теплосчетчик сегодня открыт. Он неоднократно поднимался на различных совещаниях, но дальше разговоров дело не пошло, — подчеркнул на встрече руководитель ТОО «Квант» Алимжан Шаимкулов. — Сейчас даже  в новых много¬этажных жилых  домах устанавливают автоматические тепловые пункты, но опять-таки нет заинтересованных хозяев. В наших климатических условиях отопление подается 5 месяцев в году, горячей воды вообще нет, остальные 7 месяцев теплосчетчики не работают. В правилах по учету тепла написано, что если теплосчетчики не использовались более 6 месяцев, то они должны быть сданы на поверку перед отопительным сезоном.
Дискуссия на эту тему на «круглом столе» была жаркой и тем не менее собравшиеся пришли к консенсусу, решив внести предложение о пересмотре периодичности поверки для теплосчетчиков с учетом  климатических условий области на рассмотрение регионального штаба при акимате области. А также — усилить контроль за повышением квалификации  специалистов по учету газа и воды,  учитывая их недостаточную квалификацию.
7-11-2015 09 ноябрь 2015 г. 0 0