Модернизация помогла АО «Аралтуз» значительно нарастить производство, увеличить ассортимент и кардинально поднять качество солепродуктов.
В текущем году отечественный флагман по производству солепродуктов АО «Аралтуз» отмечает 90-летие начала освоения Жаксыкылышских соленых озер Приаралья, на базе которых в 1925 году были созданы первые артели, а затем и комбинат «Аралсоль» («Аралтуз»), завоевавший широкую популярность не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Сегодня кызылординское «белое золото», так с древних времен называют пищевую соль, вновь становится брендом РК на постсоветском пространстве, выходят солевики и на новые рынки, в том числе Китая, Японии, ОАЭ и других государств.
Кризисные 90-е годы минувшего столетия были для АО «Аралтуз» настоящим испыта-нием на прочность, сопряженным с потерей традиционных рынков сбыта из-за разрушения экономических связей.
Произошел значительный спад производства, дискредитировали предприятие предприимчивые криминальные дельцы, которые под маркой АО «Аралтуз» в немалых количествах выбрасывали на рынок откровенный, лишенный качества контрафакт, шокируя покупателей.
Но в компании не опустили руки, боролись за потребителя. Еще в 1996 году были изысканы средства на монтаж новых линий по упаковке пищевой соли в полиэтиленовые пакеты, соответствующие международным стандартам. А в 2002 году без остановки производства АО «Аралтуз» успешно внедрило технологию по вторичному обогащению соли, значительно улучшив качество выпускаемой продукции. Работа комбината была стабилизирована, но располагая, по сути, неограниченными сырьевыми ресурсами Жаксыкылышских соленых озер, кызылординцы уже вскоре стали задумываться о дальнейшем развитии компании: наращивании объемов производства, ассортимента продукции.
По словам президента АО «Аралтуз» Айдынбека Тауасарова, решиться на масштабную модернизацию солевикам помогла инициированная Главой государства ГП ФИИР, в рамках которой, как известно, Казахстан начал обрастать сотнями новых промышленных предприятий. В компании был разработан проект кардинальной реконструкции производства, который в сжатые сроки был успешно претворен в жизнь.
На базе предприятия был построен новый цех, который оснастили новейшим высокотехнологическим оборудованием из Испании. Его ввод в эксплуатацию и позволил АО «Аралтуз» выйти на совершенно новый уровень развития. Благодаря модернизации производство пищевой соли на комбинате выросло с 5 тыс. тонн в месяц до 13–15 тыс. тонн. Сказалось технологическое перевооружение и на качестве продукции, внедрена новая более совершенная система обогащения соли йодом и минералами в соответствии с мировыми стандартами.
Существенно вырос и ассортимент, только крупнейшему партнеру по ЕАЭС – в Россию –
кызылординцы теперь поставляют 6 различных видов продукции под собственной торговой маркой «Славяна», в том числе нулевого помола и порошковую соль, которая по качеству превосходит элитную «Экстра» и успешно реализуется в Москве, находит потребителей в СНГ и в дальнем зарубежье. Пробные партии были отправлены в ОАЭ, Китай, Японию, подтвердив и там высокое качество кызылординских солепродуктов.
Налажен выпуск соли в тубусах и брикетах, на которую есть устойчивый спрос в животноводстве. Подросло и производство технической соли. Ежемесячно промышленным предприятиям АО «Аралтуз» отправляет уже около 10 тыс. тонн продукции.
И конечно же, заметно отразилась модернизация на жизни поселка солевиков, социальном самочувствии его жителей. Сегодня снова практически все местное население задействовано в АО «Аралтуз». Менее чем за три года на комбинате создано три сотни новых вакансий и сегодня здесь трудятся уже 800 жителей Жаксыкылыша, при том, что в нем всего-то 850 дворов!
– Модернизация преобразила комбинат, упрочив позиции компании на внутреннем и внешнем рынках. Ровно в два раза у нас выросла производительность труда, благодаря чему мы можем больше внимания уделять и решению социальных вопросов. Успешная деятельность позволила нам только в минувшем году дважды в общей сложности на 20% поднять заработную плату сотрудникам коллектива, выплачивать премии за выполнение производственного плана, – отметил Айдынбек Адильбекович, подчеркнув, что коллектив с оптимизмом смотрит в завтрашний день и благодарен руководству страны и региона за поддержку отечественных производителей.
А тем временем, работа по совершенствованию производства продолжается. На днях АО «Аралтуз», изучив пожелания потребителей, обновило и производственные линии по упаковке своей продукции. Упаковка нового образца стала более информативной, красочной и будет лучше соответствовать внутреннему содержанию – высококачественной пищевой соли, которую, учитывая вложенные АО «Аралтуз» в модернизацию инвестиции в размере 2,1 млрд. тенге, сегодня можно с полным основанием назвать действительно «белым золотом». И по форме, и по содержанию.
Юрий ЛИ.
(Газета «Казахстанская правда»).