• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МЕМОРАНДУМ ПРЕЗИДЕНТА

Несмотря на первые успехи, оставалось еще много нерешенных проблем. Одной из них, тревожащей меня особенно, было то, что люди все еще не хотели принимать происходящие перемены. В условиях
жесточайшего кризиса и развала экономики я выступил на заседании Верховного Совета с Посланием Верховному Совету Республики Казахстан, ставшим известным как «Меморандум Президента».
Его основная цель заключалась в том, чтобы высшие эшелоны государственной власти, а также политические партии и объединения реально взглянули на сложившуюся в Казахстане ситуацию, сделали правильные выводы и начали, наконец, слаженно и конструктивно работать. Это был третий год независимости, и населению нужно было четко сказать, что возврата к прошлому не будет.
1994 год стал переломным во многих аспектах. Меморандум предполагал коренные реформы в денежно-кредитной и банковской системах. Уже полгода в стране действовала национальная валюта. Следующий решительный шаг был нацелен на стабилизацию курса тенге и обу-здание гиперинфляции. Основной задачей государство ставило достижение финансовой стабилизации, как единственный выход из создавшегося кризиса.
Именно в это время были проведены беспрецедентные меры по сокращению государственного аппарата. При Советской власти было модно выбивать деньги из центра на увеличение количества областей и районов. Это множило число государственных чиновников. Чтобы первый руководитель республики мог претендовать на роль члена Политбюро, необходимо было иметь не менее 20 областей, как на Украине. У нас их число довели до 19. На очереди была 20-я область. Не успели.
Все это увеличивало количество дотационных областей и районов. Но ни по экономическому потенциалу, ни по количеству людей они не соответствовали предъявляемым требованиям. Одно название – область. Зато в каждой области, в каждом районе имелась вся структура власти: обком, облисполком, областной суд, областное УВД, облоно, облздрав и т.д. И все это повторялось на уровне района. Такая бюрократическая гидра не приветствовала любые нововведения или начинания. Именно поэтому административная реформа стала одним из первых шагов, на которые мы пошли в рамках объявленных нами реформ.
В 1994 году за счет проведенной оптимизации мы сформировали 14 областей вместо 19 и 169 районов вместо 230. Было сокращено 25 тысяч служащих и сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые пошли на выплату пенсий и зарплат. В той же России только через десять лет после наших реформ появятся первые попытки проведения подобной административной реформы.
Процесс разгосударствления и приватизации предполагал создание слоя потенциальных собственников, а также формирование рынка ценных бумаг и его инфраструктуры. Отдельным крупным блоком стояла задача проведения правовой реформы. Ей отводилась роль «подпорки» экономического блока реформ и своего рода локомотива для их динамичного проведения.
Но, пожалуй, в тот тяжелый для страны момент самым главным было сохранение сбалансированного психологического климата в обществе. Хотя некоторые популисты пытались обещать скорые радужные перспективы, иные предрекали неминуемую катастрофу. Но честной могла быть только правдивая позиция. И я пытался донести это до депутатов.
В те кризисные годы, кроме экономических реформ, повседневно требовалось уделять внимание настроению населения и сохранению социального равновесия, межнационального спокойствия и стабильности в стране. В то время, как на постсоветском пространстве возникало все больше очагов межнациональных конфликтов, Казахстан оставался общим домом для многих национальностей. Для многих миллионов людей Казахстан действительно стал Родиной в подлинном смысле слова. Вместе с тем нас особо беспокоил отток русскоязычного населения из страны. Мы признавали, что утрата ценнейшего человеческого капитала – это большая потеря для республики. Именно поэтому я вышел с инициативой «10 простых шагов навстречу простым гражданам», через которые мы  попытались снизить темпы миграции и упростить порядок получения гражданства. В том же году мною была инициирована идея Евразийского союза как идеологического фундамента для будущей экономической интеграции.
(Из книги Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь».)
7-5-2016 07 май 2016 г. 0 0