• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РЕПОРТАЖ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

Игорь ТИТЕНОК
РЕПОРТАЖ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИОбновленное здание административно-бытового корпуса АО «Шалкия-Цинк ЛТД» видать издалека. Перед ним –  вертолетная площадка, стоянка, полная машин, большое крыльцо. За всем этим сразу и не заметишь въезд в туннель (точнее в штольню) уходящий как бы под АБК, а на самом деле здесь начинается автомобильная дорога в рудник Шалкия. По ней можно добраться до горных выработок на глубине чуть ли не четверть километра. Но туда лучше спуститься по вертикальному стволу в клети, а на УАЗике мы поедем недалеко, точнее, не глубоко –
всего-то на сто метров.
Рудник это вам не метро – сюда без спецодежды, самоспасателя, каски с фонарем, сапог и инструктажа вас никто не пустит. Спускаться под землю в этот рудник доводилось не раз, так что инженера-тэбэшника Искандера Арзуметова сразу поразил своими глубокими знаниями поведения под землей – во всем слушаться сопровождающего и никаких самостоятельных действий.
Сопровождающий сегодня – участковый геолог Мурат Шаназаров. На этом руднике он проработал более десяти лет и потому ориентируется в этих штольнях, выработках, которые тянутся на десятки километров, как у себя дома.
На «таблетке» доезжаем до «кабинета» мастера горнопроходческого участка Сергалы Ахылбекова. Кабинет взял в кавычки, потому что меньше всего он похож на кабинет, а больше всего на пещеру с плакатами по стенам по технике безопасности, столами, шкафами, электрочайниками. Здесь взрывники, бурильщики, водители подземной техники получают наряды, пьют чай, обедают.
Далее уже в сопровождении горного мастера идем туда, где бурят и закладывают взрывчатку бурильщики-взрывники. По дороге фотографируем всю технику, которую встречаем и тех, кто ею управляет. Диаметр горных выработок позволяет заехать сюда даже на КамАЗе, но машины здесь другие – специальные. У них двухконтурная очистка отработанных газов и кабины водителей расположены на уровне колес. РЕПОРТАЖ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИТут нельзя разъехаться двум автомобилям и потому один из водителей должен отъехать в какую-нибудь боковую выработку. Кому это делать, договариваются светом фар.
Вот мы дошли до выработки, где работают взрывники. Как только фонари на наших касках сообщили о нашем приближении, в нашу сторону двинулся один из работавших здесь. Узнав, кто пожаловал, сразу обрезал – подходить близко и снимать работу взрывников нельзя. Сказал убедительно, так что спорить желания не возникло. Взрывник-бурильщик Умирзак Турисбеков у своих коллег в авторитете. Все его слушаются и прежде всего потому, что дело свое он знает лучше всех.
– Если хотите фотографировать, – снизил свою категоричность Умирзак, – пойдем в другую выработку, посмотрите, как мы бурим шпуры для закладки взрывчатки – это снимать можно.
За смену взрывники только этого горнопроходческого участка делают три подрыва. При этом рудник никто не покидает – просто отойдут за угол. Звук взрыва за грохотом буровых и других машин едва слышен, а вот толчок воздуха ощущается, если, конечно, взрывали где-то рядом.
Кстати, воздух в горных выработках, несмотря на то, что здесь взрывают, работают десятки дизельных двигателей, – чистый и дышится нормально. Это благодаря тому, что его сюда закачивают мощные насосы по вентиляционным трубам. Так что никаких превышений содержания в воздухе углекислого газа или еще чего малополезного здесь нет. За этим строгий контроль. Пыль, конечно, есть, но мне кажется, что здесь ее меньше, чем на дорогах и рядом с ними в наших городах и аулах. Тут повсюду вдоль стен тянутся трубы. По ним откачивается вода. В случае пожара (только что тут может гореть, непонятно) она используется для тушения, а так для осаждения пыли на дороге. Так что экология труда здесь не как в ботаническом саду, но по всем параметрам приемлемая и лучше, чем на многих наземных производствах. По крайней мере через три часа, оказавшись на поверхности, переодеваясь, увидел, что воротник рубашки еще свеж, будто я сидел в кабинете, а не протопал несколько километров под землей.
РЕПОРТАЖ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИЗа поворотом в штольне заблестели огни, стал слышен шум бурения. В породу вгрызаются сразу несколько буров каретки агрегата «Бумер-831». За рычагами этого шведского агрегата машинист-оператор Камбар Байкенжиев.
Условия съемки были таковы, что вспышка не помогала. Высвечивая взвешенные частички в воздухе, она затуманивала фотографии. Выручали все, кто был рядом в этот момент – по моей просьбе они направляли фонари своих касок туда, куда просил, и так удалось наснимать целую галерею горняков. Помогал в этом деле автору и водитель ТОО «Сыр медиа» Аскар Абуов, он и подсвечивал, и оборудование нес, и даже вопросы за меня задавал.
Как бы ни было увлекательно под землей, на ней все-таки лучше. Когда перед нашей машиной замаячил солнечный свет в конце туннеля, простите, штольни, радости было все-таки больше, чем когда ехали вглубь. От этого уважения к горнякам, которые ежедневно спускаются под землю, только прибавилось.
7-6-2016 07 июнь 2016 г. 0 0