БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ
Казыбек КАМАЛУЛЫ
Безопасность на автомобильных дорогах складывается из ряда составляющих. Это хорошее состояние дорожного полотна, надежное техническое состояние автотранспортных средств, строгое соблюдение водителями правил дорожного движения, четкая налаженная работа дорожной полиции и другое. Если оценивать состояние наших дорог с этих позиций, то пока, к сожалению, до идеала им далеко.
Нынешней зимой, по сравнению с предыдущими, снега в Кызылорде выпало значительно больше. Это, конечно радует. В то же время, гололед стал причиной многочисленных дорожно-транспортных происшествий.
Да, коммунальные служ-бы города, которые в прош-лом году получили немало специальной техники, работают неплохо, проехать по центральным улицам областного центра можно без проволочек. Но именно – по центральным. На окраинных улицах скользко, трудно не только проехать, но и пройти. То же самое можно сказать и о тротуарах.
Образовались ледовые катки на площадках перед торговыми домами и другими объектами, где, как правило, большое скопление людей. Пройти здесь пешеходу сложно и опасно. Рейд, проведенный специальной рабочей группой, сформированный городским акиматом, выявил несколько подобных мест. И поэтому неудивительно, что нынешней зимой масса кызылординцев получила различные травмы и ушибы.
Безопасность и порядок на дороге зависят во многом от поведения самих водителей. Однако культура вождения кызылординских водителей оставляет желать лучшего. Гонки «крутых» машин на городских улицах сейчас стали чуть ли не нормой. В основном, их участники – молодые люди, которые, по большому счету, и опыта водительского не имеют. Не могут не настораживать и частые нарушения установленного скоростного режима, выезды на полосу встречного движения и многое другое. Недовольство водителей вызывает езда таксистов и водителей маршрутных микроавтобусов – они могут остановиться где угодно, лишь бы взять клиента, идут на опасный обгон, могут запросто «подрезать» другую машину. О том, что создает аварийную ситуацию, такой водитель и не подумает. Свежий факт: вечером 16 января на пересечении улиц Г. Муратбаева и Х. Бектурганова в районе средней школы № 198 маршрутный автобус сбил девочку, которая переходила дорогу.
Особо надо сказать о тех водителях, кто позволяет себе садиться за баранку после выпитого спиртного. Стоит заглянуть в Интернет, чтобы убедиться, к каким жутким авариям это приводит. Однако любителей прокатиться с ветерком после рюмки-другой меньше не становится.
По информации органов внутренних дел, за 10 месяцев 2013 года на территории области произошло 372 дорожно-транспортных происшествия. В них погибло 105 человек и 486 граждан получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с показателем 2012-го, налицо рост ДТП в 1,5 раза. 90 процентов всех ДТП происходят по вине водителей.
Не отстают от водителей и пешеходы, которые очень часто переходят дорогу там, где нельзя. Пройти десяток метров до светофора или «зебры» им, видимо, лень.
К сожалению, оперативно получить информацию о работе дорожной полиции я не смог. Как сообщила руководитель пресс-службы ДВД Гульжахан Каирбергенова, чтобы получить такие сведения, нужно написать официальное письмо на имя начальника областного департамента внутренних дел. Руководство ведомства, в свою очередь, будет согласовывать это с министерством.
Мне пришла на помощь пресс-служба областной прокуратуры, которая предоставила материалы проведенного недавно брифинга. Согласно им, в 2013 году надзорным органом была проведена комплексная проверка работы управления дорожной полиции ДВД области. И оказалось, что она не дорабатывает.
Вот такой вопиющий факт. Водительские удостоверения были выданы 110 кызылординцам, состоящим на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах. Причем, до конца 2013 года была аннулирована лишь половина таких удостоверений. И это несмотря на неоднократные предписания сотрудников прокуратуры. Хотя дорожная полиция должна была это сделать уже после первого акта прокурорского реагирования.
За прошедшие два года в областном центре проведен капитальный, средний и текущий ремонты почти на двух сотнях улиц. Значительно улучшилось их техническое состояние, контроль за которым осуществляет областная транспортная инспекция. Как сказал в беседе начальник отдела инспекции по контролю на автомобильном транспорте Ануар Шонжанов, сейчас задача инспекторов заключается в контроле за тем, чтобы не было превышения допустимой нагрузки на ось. В 2013 году за нарушение таких требований на дорогах области были задержаны 354 транспортных средства, на которые наложены административные штрафы на общую сумму около 20,5 миллиона тенге. Что касается дорог областного центра, то, по словам А. Шонжанова, к ним нареканий нет, так как въезд боль-шегрузным автомашинам в город запрещен.
Зима – время года, когда особенно необходимо следить за техническим состоянием автотранспорта. Возьмем, к примеру, автомобильные покрышки. Во всем мире принято с наступлением холодов ставить на машину зимнюю «резину» со специальными шипами. В Кызылорде шипы увидишь редко, потому что большинство кызылординских водителей считает, что снега у нас выпадает мало, так что можно обойтись и «летней обувью». А вот в соседней России за то, что не поменял покрышки с наступле-нием зимы, водителю грозит солидный штраф.