Меруерт КАЛИЕВА

Знакомая всем ситуация: расклеилась любимая пара сапог, отпала набойка, сломался каблук, и все это происходит в неподходящее для нас время. Скорей бежишь к сапожнику, он — палочка-выручалочка, ведь ремонт обуви обойдется дешевле, чем покупка новой пары.
Около рынка «Бирлик» целый ряд сапожников. Думаю, правильнее назвать их башмачниками, потому что будки у них самодельные, кто-то приварил пару железяк и соорудил нечто типа беседки, кто-то – большой зонт. Картина неэстетичная, но, как считают сами сапожники, пока на добротные будки они не заработали. С одним из них я решила поговорить. Булат Касымбеков приехал в Кызылорду из Кармакшинского района три года назад.
– Подрабатывал зимой грузчиком, когда работы не было, забегал греться в мастерскую по ремонту обуви, там потихоньку и научился сапожному делу, – рассказывает Булат. – Арендую место у хозяина участка за десять тысяч тенге в месяц. Даже такой маленький бизнес требует капиталовложения, а нам не по карману. Например, чтобы купить хорошую будку, нужно сто тысяч тенге, на покупку материала в Алматы – тоже столько же, также требуются инструменты, станок. В основном, делаем работу вручную.
Клиенты Булата – гости из районов области, приезжая на рынок за покупками, они оставляют обувь для починки. Цены договорные: замена замка на сапогах – 500 тенге, крупный ремонт, например, расширение обуви, замена подошвы, стоит около 3000- 4000 тенге. Зимой работы мало, в основном наплыв клиентов осенью, когда начинаются дожди.
Другой сапожник Сабит Оразов считает, что труд его очень тяжелый, но честный.
– Мы не воруем, честно себе на хлеб зарабатываем, – говорит он. – Один работаю, а от меня цепочка движется. Племянников сейчас к себе забрал. В долю ни с кем не вхожу, они у меня работают. Но я им всегда говорю, что родственников у меня на работе нет. Я с ними жестче в два раза, чем с другими.
Руслан – хозяин небольшой мастерской, которая досталась ему от его учителя Николая Давыдова, уехавшего на историческую родину в Израиль.
– Сапожным делом занимаюсь десять лет, исправно плачу налоги, в квартал это тридцать тысяч тенге, – рассказывает Руслан. – Материал закупаю в Алматы и Бишкеке, стоимость ремонта зависит от расхода материала. Например, подбить каблук стоит 500 тенге.
На мой вопрос, как относится к коллегам, сидящим на рынке, Руслан сказал, что работают они нелегально, все самоучки. О качественном ремонте трудно говорить – помимо привычного молотка , шила и иглы, нужны хорошая швейная машина и ремонтный станок. Для многих из них все перечисленное – мечта, им бы собрать денег на еду и оплату аренды. Их жалко, ведь таким способом они кормят свои семьи.
Разговор о сапожниках я завела неспроста. От их умения, качества работы зависит наше настроение, здоровье, в конце концов. Другими словами, настала пора задуматься о том, где готовить профессиональных сапожников. Может быть, открыть курсы в профессиональных колледжах, чтобы потом человек начинал и вел свое сапожное дело не наобум, а с профессиональных позиций.
Фото автора.