• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

День памяти жертв массовых политических репрессий в Казахстане, являясь одновременно днем скорби и памяти, объединяет и вбирает в себя как героические страницы нашего народа, так и многочисленные массовые трагедии.
 
В СТАЛИНСКИХ ЗАСТЕНКАХ
 Закономерным результатом становления сталинизма, тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Усилились политические преследования участников партии «Алаш», высказывавших сомнения в правильности политики центра. Грубо нарушались права республики, власти не считались с национальными особенностями и интересами казахов. Репрессивная машина набирала обороты. Только в Казахстане НКВД было «разоблачено» 183 организации с общим числом «агентов» 3720 человек. В 1920-1953 гг. было подвергнуто политическим репрессиям около 110 тыс. человек. В 1935-1938 гг. около 17 процентов членов казахстанской партийной организации было объявлено «врагами народа». А происходило все просто. Домой врывались люди в военной форме и, заламывая руки, увозили жертву в неизвестном направлении. Позже ползли слухи, что арестован «враг народа». С детьми и супругой «изменника Родины» сразу же переставали общаться. Их сторонились, как прокаженных. Родственникам репрессированного было трудно устроиться на работу, поступить на учебу – куда бы они ни пошли, за их спинами раздавались слова: «Его отец предал Родину». Все эти годы дети и внуки незаконно репрессированных искали справедливости. И только в наше время многие узнали о горькой судьбе своих дедов и отцов. Так, жертвой сталинского режима, как свидетельствуют архивы, стал Мансур Гатаулин — бывший первый секретарь Акмолинского обкома компартии. Его единственная дочь Ая Мансуровна на всю жизнь запомнила двухэтажный домик с высоким крыльцом, откуда ее отца забрали навсегда.
– Мне было мало лет, но тот ужас, который объял нашу семью, когда за папой приехали незнакомые люди, я помню до сих пор, – вспоминает она. – Его арестовали в 37-м и почти сразу без суда и следствия расстреляли. Ему было всего 34 года. О том, что Мансура Гатаулина нет в живых, его жена Сахипжамал Мухамеджановна узнала лишь в 1957 году, во времена «хрущевской оттепели». Ее вызвали в органы и выдали справку о том, что дело по обвинению ее мужа пересмотрено, а постановление Особого совещания при НКВД СССР от 1937 года за отсутствием состава преступления отменено.
Несмотря на двадцать лет, которые минули со дня ареста мужа, известие это для Сахипжамал Мухамеджановны оказалось роковым – ее парализовало. Ведь она до последнего надеялась, что муж жив, и ждала его из заключения. Сталинская репрессивная машина оборвала жизни таких видных представителей казахской интеллигенции, как Турар Рыскулов, Ураз Джандосов, Темирбек Жургенов, Магжан Жумабаев, и сотен других. Одним словом, массированная атака на казахскую интеллигенцию происходила под политическими терминами «садвокасовщина», «сейфуллинщина», «рыскуловщина». Вот выдержки из «Заключения комиссии ЦК Компартии Казахстана по изучению творческого наследия Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова и Жусупбека Аймаутова». О Магжане Жумабаеве: «…В1929 году его необоснованно осуждают на 10 лет тюремного заключения, огульно обвинив в создании в 1921 году коллегии, именуемой «Алка» («Круг»), якобы для подпольной деятельности, хотя она была организована представительством Казахской АССР при Сибревкоме для широкого осведомления населения Сибири о Казахской Республике. Эта просветительская коллегия в период сталинских репрессий была квалифицирована как тайная контрреволюционная организация казахских националистов».
Об Ахмете Байтурсынове: «В конце 20-х — начале 30-х годов, когда несправедливым гонениям и репрессиям в стране стали подвергаться многие видные деятели дореволюционной интеллигенции, посыпались доносы и на А. Байтурсынова о якобы новых фактах контр-революционной деятельности бывших лидеров Алаш-Орды. Он становился объектом многократных нападок печати и в июне 1929 года был арестован, осужден коллегией ОГПУ и выслан в Архангельскую область. А его жена и дочь были сосланы в Томск».
О Жусупбеке Аймаутове: «…В 1929 году был вновь арестован якобы за участие в подпольной националистической организации и в 1931 году расстрелян… По протесту прокурора республики Верховным судом Казахской АССР М. Жумабаев, А. Байтурсынов и Ж. Аймаутов полностью реабилитированы посмертно ввиду отсутствия в их действиях состава преступления». Сегодня имена Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Мухамеджана Тынышпаева, Магжана Жумаба-ева, Сантара Асфендиярова, Ураза Джандосова, Турара Рыскулова, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Беимбета Майлина, Султанбека Кожанова и тысяч других достойных сынов Отечества, погибших от репрессий представителей казахской интеллигенции, стали важным фактором формирования современного казахстанского патриотизма. Наш долг – помнить тех, кто покинул не по своей воле этот мир, покинул, не выжив, не оставив потомства, ушел без следа и умолк где-то далеко в тех суровых годах.
№76-77 31 мая 2014 г 30 май 2014 г. 0 0