• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО

Абдрахман ЕНСЕГЕН
Жернова политических репрессий 1937-1938 годов  поглотили сотни тысяч людей проживавших  на территории Казахстана. Десятки тысяч кызылординцев стали жертвами тоталитаризма.
Страшные отголоски того времени по сей день помнят те, кто прошёл через жуткие  испытания. В том числе люди, которые, будучи детьми, видели  аресты родителей. Сами они потом  становились изгоями в родной стране, на них незаслуженно приклеивали ярлыки «детей врагов народа».
Зулкайыр Ишанкулов сын Ишанкула Досымбетова помнит то время, когда в стране свирепствовали репрессии.
– Это случилось в 1938 году,              19 февраля, – вспоминает Зулкайыр аксакал. – В то время мой отец работал председателем Казалинского райисполкома. В тот день его арестовали и осудили на десять  лет.
Как правило, сотрудники НКВД не говорили о причине ареста. Все делалось быстро и без особой огласки. Держалось в секрете и место заключения арестованного, куда отправят и как связаться с ним, жив он или его давно уже расстреляли. Тогда считалось, что раз арестовали, то значит, на то есть серьезные причины. Большинство были уверены, что так оно и есть.                                     
– Об аресте Ишанкула Досымбетова прознали все жители округа, – продолжает З. Ишанкулов. Я, мои три брата и мама почувствовали себя  осиротевшими.
Родственники, услышав новость об аресте Ишанкула, перевезли его семью в Шиелийский район, где всем миром построили для них небольшой домик. Переселенцы стали осваиваться на новом месте. Как и все, сажали огород, работали по хозяйству, пахали, сеяли.
– Многие люди относились к нам доброжелательно, – говорит З. Ишан-кулов, – помогали, поддерживали добрым словом. Такое отношение людей придавало нам уверенности, вселяло надежду на лучшее.                                       
В то же время немало было и тех, кто был убежден в виновности Ишанкула, а значит, и его семья –  враги народа.   Обидно было до слез. А за обиды нужно платить, так думал мальчик Зулкайыр, и отплачивал обидчикам  кулаками. Он с болью вспоминает один из случаев, который произошел с ним во втором классе. Как-то Зулкайыр подрался с одним из мальчиков. За драку его разбирали на классном собрании, на котором учитель в резкой форме отчитал ребенка.
– Он – сын врага народа, – сказал учитель, – с ним не дружите, и не играйте. Его надо исключить из октябрят и выгнать со школы.
Подобные оскорбления еще не раз пришлось пережить нашему герою. И во время учебы на курсах бухгалтеров, и работая на предприятиях. Но Зулкайыр был убежден, что  его отец не враг народа, а он – не сын врага народа. Чтобы доказать, искал в архивах документы, справки, выписки.
В 1938 году, когда арестовали Ишанкула Досымбетова, Шымкент являлся центром области. Зулкайыр поехал туда, в областной архив. Но там ему сказали, что дела кызылординцев переданы в архив Кызылординской области, которая к тому времени образовалась. Целый год ушел на то, чтобы получить ответ на запрос.  В ответе говорилось, что дело по обвинению Досумбаева Ишанкула, работавшего до ареста председателем Казалинского райисполкома Южно-Казахстанской области, пересмотрено военной коллегией Верховного суда СССР 18-го июля 1957 го-            да. Приговор военной коллегии от             19 февраля 1938 года в отношении Досумбаева И. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено. Досумбаев Ишанкул реабилитирован посмертно.  
31 мая – День памяти жертв по-литических репрессий. В этот день           З. Ишанкулов, как и многие жители региона, будут вспоминать безвинно погибших родных и близких.
№76-77 31 мая 2014 г 30 май 2014 г. 0 0