• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПУСТЬ ЗНАЮТ ПОТОМКИ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
В период политических репрессий наша республика понесла многочисленные человеческие жертвы. За период 1929 -1933 годов было расстреляно более трех тысяч сельчан, свыше тринадцати тысяч человек заточено в тюрьмы. В 1937-1938 годах политическим преследованиям  подверглись более ста тысяч казахстанцев, четверть из которых была расстреляна.
Репрессии  не обошли стороной и Кызылординскую область. Многие люди в этот период были осуждены  по печально известной 58 статье  Уголовного кодекса. В жернова политической машины попали представители творческой интеллигенции, политические деятели,  рабочие. Были среди них и простые сельчане. К примеру, летом 1937 года в Казалинском районе за антигосударственную и антипартийную пропаганду было арестовано свыше десятка жителей Майлыбасского аульного совета. Репрессиям подверглись и многочисленные представители духовенства.  
В числе «врагов народа» оказалось немало депортированных в 1937 году в Кызылординскую область корейцев. Как шпионов иностранной разведки, к примеру, их  порой расстреливали группами.   Многих осужденных отсылали в лагеря. Одним из таких людей был Павел Пак. Родился он в 1904 году в Корее. Окончил Ростовский мединститут, был беспартийным. До ареста проживал в Кызылорде по улице Каракалпакской (ныне имени  Журбы). Работал в  поликлинике городской больницы  врачом-хирургом. Павел Алексеевич был обвинен в том, что якобы являлся активным участником контрреволюционной фракционной группировки «Шанхайцы», имел тесные связи с лидерами указанной группировки.  В деле говорится, что «будучи в городе Владивостоке Павел Пак занимался  поборами с корейского населения и добытые им средства были использованы  для контрреволюционной деятельности, в частности, на отправку  своих людей на съезд в Шанхай. Находясь в Кызылорде,  как переселенец, он также имел тесные связи с лидерами контрреволюционной шпионской организации «Корбюровцы». В марте 1940 года Пак выдал справку  Геннадию Тен о том, что его жена якобы умерла от туберкулеза, тогда как она была удушена мужем. Г.Тен был арестован и  разоблачен как шпион японской разведки. Пак, являясь секретным сотрудником органов НКВД, двурушничал, расконспирировал  себя перед антисоветскими элементами, предупредив их об осторожности…» Постановлением УГБ НКВД КазССР от 26 апреля 1940 года П.Пак арестован и привлечен к уголовной ответственности по статье    58-1 «а» УК РСФСР. Постановле-нием особого совещания  при НКВД СССР от 10 сентября 1940 года осужден в исправительно-трудовой лагерь на 8 лет. Определением Военного трибунала ТуркВО от 26 апреля 1957 года это решение было отменено, и дело прекращено за отсутствием состава преступления, а позже П.Пак  был реабилитирован.
В числе осужденных по политиче-ским мотивам был и Емберген Кайирбеков. Экономист, член партии РКП (б) с 1932 года. Жил в Кызылорде. Руководил кызылординским  техникумом торговли, работал первым заместителем председателя областного исполнительного комитета. Реше-нием бюро городского комитета партии в мае 1938 года был исключен из партии за участие в контрреволюционной национально-фашистской деятельности.  Е.Кайирбеков был арестован  и по статье 58 УК РСФСР осужден на 15 лет. Его обвинили в намерении в составе контрреволюционной ячейки отделить Казахстан от СССР. Для реализации своей цели он якобы «…занимался вредительством, привлекал новых членов в свою враже-скую организацию, с помощью которых хотел свергнуть советский строй. Кайирбеков под колхозы «Кызыл коммуна» и «Енбекши» отдал непригодные  земельные участки. Будучи директором техникума торговли не выполнял учебные программы, преднамеренно для снижения качества обучения брал на работу неопытных специалистов, разжигал межнациональную рознь среди студентов,  разбазарил средства учебного заведения…»
 Позднее  срок заключения был сокращен, и Е.Кайирбекова освободили. Реабилитирован он был в 1997 году.
Под маховик политических гонений  попали и простые рабочие, трудившиеся в депо Казалинского района. Так,  за контрреволюционную деятельность осуждены и приговорены к высшей мере наказания – расстрелу 12 граждан. Среди них К.Носков, Н.Иванов, И.Васильев и другие.
Растранжиривание колхозного богатства – еще одна статья, по которой обвиняли руководителей и простых трудящихся. К примеру, к 10 годам тюремного заключения приговором Кызылординского областного суда от 13 апреля 1941 года были приговорены председатель колхоза «Верный путь» Чилийского района Семен Скрипников, счетовод Кузьма Полагужин и рабочий Степан Невдашев. Все они были реабилитированы в 1996 году.
№76-77 31 мая 2014 г 30 май 2014 г. 0 0