• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«МАМА, Я В СИРИИ», ИЛИ БЛУЖДАНИЕ В ПОТЕМКАХ

Кайрат КЕТЕБАЕВ
«…Если бы ты видел то, что вижу я. Это как фантастический фильм. Страхи этого мира — игрушки, когда кафиры бомбят нас.  Сколько людей младше твоего возраста показывают свое мужество. Вот хожу сейчас «с калашом» наперевес. Учимся тактике боев с кафирами. Все, кто считает себя мусульманином, должны прийти сюда. Это же обязанность каждого. Наверное, скоро отправлюсь на войну».
Эти строки – из переписки в соцсети 31-летнего актюбинца Рената Тлемисова с одним из «братьев» по вере в Казахстане. Как установили спецслужбы, он уехал в Сирию в 2015-м году через Турцию, куда, в свою очередь, добирался через Россию. В письмах он рассказывал о жизни в рядах боевиков, подготовке к вылазкам и настрое, как можно быстрее оказаться на полях сражений против «неверных». Военные самолеты в небе вызывали у молодого человека экстаз. Эти и другие слова Р.Тлемисова экспертиза и суд отнесли к текстам, содержащим призыв к терроризму и представляющим угрозу безопасности страны. В результате суд выдал санкцию на его заочный арест.
Р.Тлемисов по специальности юрист, имеет кызылординские корни: здесь родился и вырос, после школы учился в университете «Болашак». До переезда в Актобе мы долгое время жили по-соседству, так что Рената  и его семью знаю достаточно хорошо. Родители по специальности медицинский работник и педагог – культурные,  интеллигентные люди. Младший брат Рената в то время учился в школе. Семья, нужно отметить, была  очень дружная, радовалась каждым мгновениям жизни. Дети росли внимательные и отзывчивые, во всем помогали родителям, уважали старших, и, как казалось, по всем параметрам семья заслуживала звания образцовой. Помню, как соседи в округе радовались за молодых целеустремленных родителей, когда они после долгих скитаний по съемным квартирам, наконец, купили собственный дом, завели приусадебное хозяйство, живность. А какой за короткое время семья вырастила плодоносящий сад! Красивый, ухоженный, какой не смогли мы, живущие здесь и занимающиеся своими  «шестью сотками» давно.
Но все это было здесь, в Кызылорде. Не знаю, как у семьи сложилась судьба в Актобе, но факт есть факт: парень в какой-то момент оступился, попал в сети деструктивных религиозных течений. Трагедию, обрушившуюся на головы его несчастных родителей (да простят они меня за такие слова) трудно себе представить. Трудно поверить и в то, что строки, приведенные в начале материала, Ренат писал не кому-нибудь, а своему младшему брату (ему сейчас 25 лет), который также тяготел к борьбе с «неверными» и обещал брату приехать в «горячую» точку.
Религиозный экстремизм сегодня стал проблемой мирового значения. Но  как спокойный Казахстан вдруг оказался в ее пучине? В стране за короткое время произошел ряд терактов, в которых погибли ни в чем не повинные люди, настораживает тенденция выезда молодых казахстанцев в страны Ближнего Востока для участия в военных действиях на стороне незаконных вооруженных формирований. По словам старшего специалиста Центра исследования религиозных проблем Сержана Андарбаева, по республике сегодня эта цифра исчисляется сотнями. Кызылординцев среди них официально не зарегистрировано, но не исключено, что таковые есть.
Воевать в чужую страну идут такфиристы и джихадисты. Собственно, это две стадии единого процесса: от такфира до объявления джихада − один шаг.  По богословским взглядам они относятся к салафитам, то есть исповедуют салафитскую акыду и действуют по методу египетского радикала Саида Кутба, одного из идеологов радикального крыла движения «Братья-мусульмане». Поэтому это одна из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма.
Слово «такфир» происходит от того же корня, что и слова «куфр» – «неверие» и «кафир» – «неверующий». Сделать такфир – значит, объявить кого-то неверующим, поэтому излюбленное их занятие – объявлять «кафирами» всех, кто не совершает пятикратный намаз, хотя это противоречит позиции большинства исламских ученых всех времен. Между тем, в  традиционном исламском праве четко определены условия вынесения такфира, и все они грубо нарушаются нашими доморощенными радикалами.
Что касается джихадистов, то они заявляют, что участвуют в «священной» войне во имя спасения мусульманского мира.  В то же время, по словам С.Андарбаева, понятие «джихад» имеет более широкую интерпретацию. Чаще всего люди воспринимают его как объявление священной войны. Но это не так. Джихад, прежде всего, подразумевает борьбу с самим собой, противостояние собственным страстям и наклонностям, усердие в работе, в учебе и т.д. А то, что сегодня происходит в Сирии и других ближневосточных странах, – это гражданская война, по сути  братоубийство, подстрекаемое  государствами, которые имеют сугубо прагматические интересы в регионе. И как можно участие в такой войне считать джихадом?!
По мнению специалиста-религиоведа, основной инструмент вербовки молодых людей на «священную войну» – это интернет-пространство. Центр исследования религиозных проблем при областном управлении внутренней политики регулярно проводит его мониторинг, и надо сказать,  результаты – неутешительные. Из 700 исследованных за восемь месяцев сайтов выявлено 122 подозрительных, из которых, в свою очередь, экспертизу Комитета по делам религии Министерства культуры и спорта РК не прошли и блокированы 87.   
Печальное в этой ситуации и в том, что это может иметь негативные последствия для Казахстана. Не говоря о сотнях разрушенных семьей и несбывшихся надежд родителей, молодые радикалы,  пройдя «боевую обкатку» в «горячих точках»,  могут вернуться в страну еще более укрепившись в приверженности экстремистской идеологии. А это прямой путь к ухудшению религиозной обстановки в стране. Поэтому обществу нельзя  сидеть сложа руки. Экстремизм подобен раковой опухоли: со временем может пустить глубокие корни, если не проводить вовремя профилактику. Главное сейчас – уберечь молодежь от увлечения нетрадиционными религиозными течениями.  Тем более, что по мнению ученых-теологов, уже сейчас салафиты в большинстве регионов ведут себя намного сдержаннее, чем, к примеру, в начале двухтысячных годов. Некоторые даже соглашаются принять в своей повседневной практике традиционный для Казахстана ханафитский мазхаб.
Вот яркий тому пример. У меня на руках письмо жезказганца А.Машайыкова, отбывающего наказание за терроризм в исправительной колонии строгого режима в Кызылорде. Ему 32 года. Как признается парень, будучи студентом, стал интересоваться религией, ходить в мечеть, слушать различные проповеди по Интернету, с аудио-, видеодисков. Вскоре начались проблемы в учебе: все чаще стали происходить мировоззренческие конфликты с педагогами, он отказывался признавать науки. Из-за религиозной безграмотности не-
окрепшее сознание молодого человека, как губка, впитало экстремистскую идеологию, считающую кафирами всех, кто не совершает пятикратный намаз. Так он стал радикальным фанатом.
В 2010 году А.Машайыков с супругой совершает хадж, а еще через два года с тремя детьми уезжает в Египет, чтобы изучить арабский язык. Это был период начала военных конфликтов в Сирии. Вскоре парень всерьез вознамерился перебраться в «горячую» точку. Но заболел младший сын, и ему пришлось вернуться на родину. При этом продолжал тесно общаться с теми, кто воевал в рядах религиозных террористических групп, оказывал спонсорскую помощь их семьям, находившимся в Турции и Египте. До тех пор, пока в ноябре 2013 года не   оказался за решеткой.
Но об этом парень сегодня не жалеет. За время отбывания наказания он много беседовал с местными имамами, изучал и  вникал в суть Ислама. И понял, как сильно ошибался в своем мировоззрении.  А.Машайыков считает, что его осудила не власть, а Всевышний, чтобы он образумился, понял Истину. Несмотря на все перипетии судьбы,  парень  рад, что она сложилась именно так. Это все же лучше, чем стать «пушечным мясом» в руках экстремистских радикальных течений.
8-10-2016 08 октябрь 2016 г. 0 0