• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТРАДИЦИИ: ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Осень — пора свадеб.  Созданию крепкой семьи  казахи всегда  уделяли особое внимание. Именно с этим важным событием у казахов связаны  самобытные обряды.  
По традиции считалось, что  такие ритуалы, как смотрины, сватовство, свадьба, способствуют прочному союзу молодой пары. Брак считался священным и должен был быть нерушимым, поэтому родители готовились к свадьбе  с особым усердием и активностью. В первую очередь важно было не ошибиться в выборе невестки (зятя).
В  древности существовал обычай сватовства детей еще с колыбели «бесік құда». Родители сами подыскивали достойную пару своему чаду. Главным образом учитывались родовая принадлежность, взаимоотношения между семьями.  Важным фактором было и материальное благосостояние. С самого раннего возраста детям внушали, что они предназначены друг  другу судьбой,  Всевышним.
Часто связанные крепкой дружбой семьи для дальнейшего упрочения взаимоотношений договаривались стать сватами еще до рождения  детей. Такое сватовство называлось «бел құда». В случаях сговора родителей будущих молодоженов редко кто  прислушивался к мнению детей.  Перечить   старшим – значит нарушить сложившиеся веками устои и традиции.  Моя собеседница,  доцент КГУ имени Коркыта-ата Зинаида  Сексенбаева,  призналась, что  она в свое время вышла замуж, следуя   обряду «бел құда».
– Я с пониманием   относилась к жизни, к своим обязанностям – жены, матери, – отметила педагог. –Вместе с мужем воспитали пятерых детей, подрастают 15 внуков.  
Обычным явлением в казахских традициях было и то, что будущие молодожены не были знакомы друг с другом до самой свадьбы
– Большинство наших бабушек, матерей  так и выходили замуж, – отметила З.Сексенбаева, – постепенно привыкая к совместной супружеской  жизни.  
Невольно я вспомнила рассказы моей покойной бабушки Бибисары, судьба которой была   решена таким же образом. А после смерти супруга она стала женой его брата. Этот брачный обычай, называемый у казахов әменгерлік (левират), был свойствен многим народам, способствовал сохранению потомства рода в  семье. Аменгерство  практиковалось в Казахстане вплоть до 1960-1970 годов.  Поэтому сегодня часто  в семьях старшего поколения можно встретить наличие  двух фамилий.  Не понаслышке знаю, что случаи аменгерства встречаются и в наши дни. Так, во время недавней поездки в один из  аулов Казалинского района я познакомилась с молодой женщиной. Она рассказала о своей   судьбе. У нее трагически погиб муж, средний сын в семье. На руках остался годовалый сынишка. Идти ей было некуда, семья ее родителей едва сводила концы с концами. И на общем совете  старейшин рода покойного мужа было решено оставить женщину в его семье, она стала супругой старшего брата. Вдова была рада такому исходу.
 Раньше существовала, как мне кажется, одна из  показательных для современных молодых семей традиция: молодая невестка – келін – не имела права в течение года после замужества навещать своих родителей, родных. Никто взаперти или насильно в новом доме ее, конечно,  не держал. Обычай был направлен, прежде всего, на разрыв психологической связи с отчим домом невестки, чтобы она быстрее привыкла к новым родственникам. Обычно женщина могла посетить своих отца и мать после первого года совместной жизни с мужем, к этому времени появлялся первенец, с которым молодая мать и могла  навестить своих родных. Этот обычай предотвращал возможные семейные ссоры и разногласия. Молодая женщина самостоятельно решала внутрисемейные проблемы, постепенно привыкая к новому для нее укладу жизни. Эта традиция оберегала семью, ее целостность.
 В древности практиковалось многоженство.  Количество жен не ограничивалось, все зависело  от  состоятельности  и  социального  статуса  мужчины.  Институт  многоженства на определенном этапе сыграл прогрессивную роль, так как  стимулировал баланс численности населения,  который  снижался  вследствие  низкого  уровня  медицины, широкого распространения болезней.
В современном обществе   выше-указанные обычаи  считаются пережитками  прошлого. Изменился и  вырос статус женщин как полноправных и активных участниц  политических  и  социально-экономических  процессов  в стране.  Новое  поколение  женщин  растет  и  формируется  в  условиях  изменившейся системы ценностей, иного  отношения к работе, браку, материнству, которое значительно отличается от традиционного взгляда на брак и семью. Сегодня трудно найти семью, где бы дочери выходили замуж по строгому принуждению родителей, или же,  чтобы девушку сосватали без  ее ведома.
И все-таки прежние традиции и обычаи тесно переплетаются с современными нравами, жизнью.  Брак с уплатой калыма, к примеру, до сих пор остается неотъемлемой частью свадебных обрядов. Аменгерство и многоженство тоже имеют место быть и в наши дни.  О положительном   значении этих брачно-семейных традиций говорит профессор КГУ имени Коркыта-ата Хадиша Нугманова:
– Я знаю семьи, где жены вышли замуж за братьев покойных мужей. Есть такие случаи среди наших дальних родственников и друзей. К такому решению женщины пришли по собственному желанию, никто их не принуждал. И сейчас  в их семьях полное взаимопонимание и уважение.   
 Эта традиция  выражала ментальность степного народа, находящегося под угрозой истребления в результате нахождения в состоянии  постоянной  борьбы  за  свое  существование,  что  требовало  более  полной  реализации  принципа  единства,  сплоченности  и  взаимопомощи  родственников. Социальная задача этой традиции заключалась в сохранении  целостности семьи, являясь одним из многих способов, которым казахи оберегали свой род и собственность.
– Институт  аменгерства нужно рассматривать не как негативный отголосок прошлого, а то что он преследует гуманистические соображения – не оставлять детей умершего родственника сиротами, а  вдову – без  поддержки, – подчеркнула педагог.
Впрочем, у молодых людей отношение к амергерству неоднозначное. Многие мои респонденты, большинство из которых были женщины,  не представляли себя (если, не дай бог, вдруг станут вдовами) супругами деверей. Так думали и сами вдовы.
– Сама вырастила и поставила на ноги  троих детей, – признается 35-летняя Асель, –  в будущем хотела бы попытать счастье в новом браке. Но, конечно же, не с братом покойного мужа. Для меня это непонятно и дико.
 А вот, что сказал кан-
дидат исторических наук,
старший научный сотрудник научно-исследо-вательского института «Коркытоведение и краеведение» КГУ имени Коркыта-ата, демограф Айтжан Оразбаков.
– Нынешняя молодежь делает выбор самостоятельно. Многие девушки предпочитают делать карьеру, нежели создавать семью. Они стали более раскрепощенными и свободными. И в выборе второй половины независимы. Для девушек сейчас не важно строгое следование традициям. Это сегодня не догма. Даже
если и заключаются браки по предварительной договоренности родителей, так называемые браки по расчету, которые обычно наблюдаются среди людей состоятельных, то и здесь прислушиваются к мнению
детей.
Актуальным в настоящее время остается институт полигамии. Проблема многоженства в современном обществе, пожалуй, одна из самых обсуждаемых. Помнится, в 2008 году норма о многоженстве была внесена в проект обновленного кодекса «О браке и семье», но не была одобрена депутатским корпусом. Но жизнь показывает, что многоженство было и есть (хоть и не официально) в Казахстане. А узаконивать или не узаконивать полигамию – это вопрос лишний. Так считает казахстанский демограф, доктор политических наук, академик Макаш Татимов. В одном из своих интервью он отметил, что в цивилизованном обществе официально многоженство невозможно. Это решает не закон – это решает обычное право казахов и религия.
– Институт токалства (младшей жены) не восстановить, – считает ученый, – это устаревший институт. Это пахнет патриархальщиной. Это не нравится и женщинам. Вот гражданский брак – это как раз демократический путь смены токалства на многоженство, он не осуждается в демократическом обществе.
По мнению М.Татимова, ежегодно в нашей стране рождается до 15-17 процентов (от числа всех родившихся) внебрачных детей. Примерно три процента от общего числа семей живут в гражданском браке.
Многоженство решило бы ряд проблем, касающихся, например, бездетных семей, уменьшения числа старых дев. Если мужчина в силах прокормить несколько жен, детей, почему бы и не быть институту полигамии?
Говорить о традициях казахского народа, их роли в современном обществе  можно бесконечно. Мнения людей разные и противоречивые. Самое главное – найти золотую середину. Важно возродить те семейные ценности, которые у казахского народа зиждутся на добрых национальных традициях.
8-11-2014 08 ноябрь 2014 г. 0 0